1022_157_small.gif


Общество и культура

Тени не забытых нами предков

11.11.2022 14:17:00

   Уходящий 2022 год является в нашей стране Годом культурного наследия народов России. Сегодня в Самарской губернии зарегистрировано более 900 объектов культурного и археологического наследия. Подавляющее большинство из них находится в Самаре. Это и понятно: она несколько столетий является центром региона. Но есть достопримечательности и неподалеку от Отрадного, в Богатовском районе. Об этом и не только читайте в материале «РТ».

   В списке культурного наследия находятся в основном здания, построенные в конце XIX и начале XX веков: жилые дома самарских купцов, фабрикантов, дворян, а также административные и общественные здания, заводские корпуса. Подобные исторические объекты есть и на территории области, правда, в малом числе - это полуразрушенные усадьбы помещиков, церкви, здание земской управы в с. Максимовка Богатовского района, дом священника в пгт Алексеевка, механическая мельница в Безенчуке, ветряная мельница в Бариновке Нефтегорского района и т.д. Они тоже «молодые» по возрасту, им от силы 100 с лишним лет. Вместе с тем, культурное наследие народов Среднего Поволжья имеет куда более глубокие корни.

   «В далёкое то жило время
    Могучее сарматов племя»
   Порой среди жителей бытует мнение, что на протяжении многих веков наша местность была безлюдной, здесь хозяйничали одни лишь дикие звери, и что левобережье Волги и степь от реки Самарки до Урала стало заселяться лет 500 тому назад. На самом деле это не так. Подтверждением тому являются разбросанные по всей Самарской области сотни курганов, стоянки древних людей, остатки укрепленных городков (городищ), возраст которых исчисляется тысячелетиями. Одно из таких мест находится достаточно близко к Отрадному - на окраине села Съезжее Богатовского района, рядом с озером. Обнаружили его в середине 1970-х годов рабочие при строительстве автодороги на Максимовку. Археологи раскопали участок земли, и нашли много интересных вещей: каменные долота, кремневые ножи и наконечники стрел, бусы из раковин, украшение из клыка кабана, остатки глиняной посуды, костяные фигурки животных, костяной зуб остроги для ловли рыбы. Установили возраст находок - IV тыс. до нашей эры. То есть люди обитали здесь еще шесть тысяч лет назад! Следовательно, не менее древним является и само озеро, получившее уже в наше время название Святое. Но о нем расскажем позже.
   Ученые считают, что следы своего пребывания здесь оставил кочевой народ сарматы. Зимой они жили в низовьях Волги, на берегах Каспийского моря, а на лето перебирались в наши, изобильные травой, степи. Об этом свидетельствуют археологические находки на Каспии, которые абсолютно одинаковы с найденными около Съезжего. Кстати, в нескольких километрах от Съезжего, на сельскохозяйственных полях, находятся еще два сарматских кургана, но археологи пока их не трогают. Вот такие интересные места есть у нас.

   «Текла, ревя и радуясь, орда»
   Шли века. Сарматы растворились в истории бесследно. На смену им приходили другие народы, многие из которых не оставили никаких следов, лишь в древних летописях сохранились редкие упоминания о них. Кочевали здесь гунны, булгары, башкиры, половцы. Степи между речками Самара и Урал всегда притягивали разные племена. Конечно, большие деревни не возникали, но малые поселения появлялись. Но полноценному освоению этого междуречья мешали кочевники. Век за веком из глубин Азии выплескивались волны недобрых кочевых народов. Например, весной 1237 года через наши края шли монгольские отряды Батыя, которые направлялись на завоевание Булгарского царства (ныне Татарстан). Естественно, монголы похватали в полон всех редких жителей степи, что встретились им на пути. Да и в последующие столетия правления Золотой орды жить здесь было тоже небезопасно. В 1391 году прокатилась новая волна – по нашей степи проходило огромное вой-ско азиатского правителя Тимура, и в поле между левобережьем Волги и речкой Кондурча (северо-запад Самарской области) он сразился с ханом Золотой орды Тохтамышем. Эта битва была не менее грандиозной, чем Куликовская – по оценкам историков, в сражении на Кондурче сошлись свыше 200 тысяч всадников. А на месте, где в те дни стояли коши (юрты) Тимура, со временем возникло село Кошки.

   Ради жизни вольной
   Более активно земли по левому берегу Самарки стали заселяться в XV-XVI веках. Народ приходил сюда ради вольной жизни. Количество переселенцев возрастало по мере ужесточения крепостного права в центральной России. Наряду с ними Самарская степь стала пристанищем и для разбойников, которые прятались здесь после грабежа купеческих караванов, плывших по Волге. Воровские станы находились по берегам речек Съезжая, Ветлянка, Таволжанка и другим укромным местам. После церковной реформы к ним стали подселяться и ревнители старой веры. На рубеже 1750 года один из царских начальников отправил в степь отряд казаков-калмыков, дабы изловить воров и раскольников. В ходе рейда было поймано «500 душ мужеска и женска полу, их пристанища разорены и сожжены». Между прочим, в те годы по правому берегу Самарки проходила оборонительная линия, построенная для защиты от набегов кочевников – с глубоким рвом, лесными засеками, небольшими крепостями и сигнальными маяками через каждые 30-40 верст. Она тянулась вдоль всей реки от нынешнего пгт Алексеевка до самого Оренбурга. По ней же впоследствии наступали отряды пугачевского атамана Ивана Арапова, захватывая одну крепость за другой, в том числе городок Самару. Со временем линия утратила оборонительное значение, превратившись в обычную дорогу из Самары в Оренбург. И что еще интереснее, в 1833 году по ней проезжал А.С.Пушкин, когда отправился собирать материал для повести «Капитанская дочка». Это установили биографы поэта, и даже нарисовали точную карту его поездки. Сейчас от линии остались неглубокие полосы засыпанного рва, земляные валы крепостей, места расположения маяков. К слову сказать, они тоже заслуживают включения в список объектов культурного наследия Самарской области.

   Святое озеро
   Продолжаем исторический экскурс. К концу XVIII века границы России отодвинулись далеко на юго-восток, и междуречье Самарки и Урала стало обживаться пришлым населением. Появился торговый путь из Азии в Самару и другие города страны, а русские купцы ездили с товарами в Ташкент, Бухару, Хиву. Через речку Самарку переправлялись по мелководным местам (бродам). Напротив одного из них, на левом берегу, была поставлена съезжая изба, где российские и азиатские купцы предъявляли чиновникам свои товары и платили таможенную пошлину. Позже вокруг избы образовалась деревня, получившая название Съезжее. Было это 200 с лишним лет тому назад. Но широкую известность деревня получила не столько в силу своей исторической значимости, а благодаря озеру, на котором в 1958 году случилось явление иконы Богородицы, после чего его стали называть Святым.
   Существуют две версии произошедшего. По одной, икону обнаружила в проруби колхозница. Другая версия звучит более правдоподобно. Во время летней рыбалки на озере пожилой мужчина увидел плавающий кусок доски золотистого цвета. Попытался зацепить его крючком, но тут «доска» нырнула вглубь, уклоняясь, затем снова поднялась наверх. Рыбак еще раз закинул удочку, и опять золотистая «доска» ушла под воду, и всплыла уже возле самого берега. Пригляделся - икона. Мужчина был трезв, поэтому серьезно отнесся к произошедшему, побежал в деревню рассказать об увиденном. На берегу озера собралась толпа женщин. Они сразу определили, что это  Казанская икона Божией Матери в золотом окладе. А икона, дав себя хорошенько рассмотреть, отплыла от берега и окончательно погрузилась в глубину.
   Весть о невероятном событии мгновенно разнеслась по всей округе. Из ближних и дальних деревень десятки людей каждый день шли пешком к озеру (общественного транспорта еще не было). Молились, набирали воду в посуду, умывались. Такие не подконтрольные собрания не понравились властям, к тому же в те годы в стране лютовала антирелигиозная пропаганда. С утра до вечера около озера толпились чиновники, партийные активисты, милиционеры, люди в штатском. Разгонять народ силой не решались – пытались уговорами убедить людей разойтись: мол, никакой иконы не было, все это выдумки, суеверие. Тут одна девушка набрала в стеклянную бутылку озерной воды и показала одному из активистов: внутри бутылки плавал четкий силуэт церкви – с куполами, с крестами. Активист ничего не сказал, покрутил носом, отвернулся. А эта девушка, повзрослев, переехала жить в Отрадный, и через многие годы рассказала историю о явлении иконы.
   Когда распался СССР и были сняты запреты на религию, на Святое озеро стали приезжать сотни паломников со всей Самарской области, из соседних регионов, из Москвы, Риги, с Кавказа. Наибольший наплыв происходит 21 июля, в день Казанской иконы Божией матери. В 2006 году рядом с озером и по соседству с местом стоянки древних людей была построена часовня, затем паломники установили мостки для купания, огородили клочок земли для совершения молебнов. Говорят, что вода из озера (особенно на Крещение и на празднование летней Казанской) является целебной. Утверждать или сомневаться в этом не станем, но вот то, что она обладает необъяснимой способностью не портиться многие месяцы – такой факт имеет место быть. Однажды жарким летним днем житель Отрадного набрал в 5-литровую пластиковую бутыль воды. Она, как и полагается любому озера, была мутной и желто-коричневого цвета. Приехав домой, мужчина поставил бутыль в дальний угол кладовки – и надолго забыл. Наткнулся на нее через год, когда наводил порядок в кладовке. Удивительно, но вода стала прозрачной, будто из родника, ничем не пахла и по вкусу нисколько не отличалась от родниковой. Как так получилось, непонятно. Чудеса!
   А на Святом озере в последнее время дела обстоят, увы, печально. В 2020 году водоем вдруг начал резко мелеть. В прошлом году ситуация еще более ухудшилась, даже весеннее таяние снега не помогло. А этим летом озеро, как преувеличивают некоторые жители,  превратилось просто в большую лужу. Случалось ли подобное за 6 тысяч лет его существования – неизвестно, как неизвестна и нынешняя причина обмеления: то ли климат меняется, то ли грехи людские иссушили знаменитое озеро.

Алексей Топорков


 
Текст сообщения*
 
26.04.2024 11:37:00 Укрепляем здоровье на рабочих местах

Дружелюбная атмосфера в коллективе помогают работнику эффективно исполнять свои обязанности и беречь свое здоровье

25.04.2024 11:19:00 В библионочь "не спали" всей семьей

В модельной библиотеке прошла Всероссийская акция «Библионочь-2024»

25.04.2024 11:13:00 На сцене - юные актеры

В Отрадном завершился ХХ Открытый городской фестиваль детских театральных коллективов «Весенняя Театралия»

25.04.2024 10:58:00 Весенняя неделя добра

С 19 по 27 апреля проходит общероссийская добровольческая акция «Весенняя неделя добра»

24.04.2024 10:51:00 В памяти вечной

17 апреля Отрадный простился с героем Евгением Максимовым