Запись на прием к врачу4.jpg


Общество и культура

«Однажды я наблюдала, как печаль рождает благородство»

26.01.2021 20:30:00

    В конце декабря прошлого года наша землячка Ирина Патрина и хореографический коллектив «Аплодисменты» под руководством Любови Аркадьевны Черваневой стали лауреатами VII Губернского фестиваля самодеятельного народного творчества «Рожденные в сердце России». Еврейский танец «Хава нагила», который исполнили участницы коллектива, также стал победителем межмуниципального конкурса-фестиваля хореографического творчества «Хрустальный башмачок - 2020».


Двойная победа
    Губернский фестиваль самодеятельного народного творчества «Рожденные в сердце России», ставший уже традиционным, проводится при поддержке правительства Самарской области в рамках национального проекта «Культура». Он призван уделять особое внимание развитию культуры в малых городах и сельских поселениях. В 2020 году фестиваль стартовал 1 ноября, а завершился 19 декабря. Проходил он в режиме онлайн и был посвящен Году памяти и славы в России.
    В творческом конкурсе участвовали 37 муниципальных образований нашего региона. Отрадный тоже представил свою программу под названием «Светлячки». Постановкой спектакля занимался уже известный многим отрадненцам талантливый режиссер и настоящий мастер своего дела Виктор Александрович Трегубов и его дружная команда профессионалов.
По решению оргкомитета фестиваля конкурсанты должны были представить на суд жюри не всю программу целиком, а лишь отдельные ее элементы – самые интересные и запоминающиеся номера. Дворец культуры «Россия» отправил видеозаписи трех разножанровых композиций: «Однажды я наблюдал любовь» (солистка Виталия Григорьева, хореографический ансамбль «Аплодисменты»), «Однажды я наблюдал, как печаль рождает благородство» (солистка Ирина Патрина, хореографический ансамбль «Аплодисменты»), «Однажды я наблюдал уныние» (сводный хор под руководством Светланы Парфеновой).
    И вот 19 декабря в Самарском культурно-развлекательном центре «Звезда» состоялся Гала-концерт VII Губернского фестиваля самодеятельного народного творчества «Рожденные в сердце России», на котором наградили победителей. В их число попали и отрадненские артисты. По итогам конкурсного отбора лауреатом фестиваля была признана Ирина Патрина, блестяще сыгравшая роль еврейской узницы, которая писала свое последнее письмо родному сыну. Такой же награды был удостоен и хореографический коллектив «Аплодисменты» под руководством Любови Аркадьевны Черваневой. Девять танцовщиц и солистка, поющая песню, покорили конкурсную комиссию ярким, эмоциональным и грациозным выступлением. Они исполнили еврейский танец «Хава нагила».
    Творческий номер «Однажды я наблюдал, как печаль рождает благородство» сильно впечатляет и пробирает до мурашек. Ком подкатывает к горлу, с трудом удается сдержать слезы, когда Ирина Патрина в роли еврейской узницы читает свое последнее письмо к сыну: «Витя, я уверена, мое письмо дойдет до тебя, хотя я за линией фронта, за колючей проволокой еврейского гетто. Твой ответ я никогда не получу, меня не будет…»
«Петь было нереально тяжело, так как это произведение с низкой тесситурой. К тому же надо было еще и танцевать. На всех репетициях я задыхалась, но во время выступления случилось чудо, мне удалось благополучно спеть эту песню», - вспоминает Ирина.

«Список Шиндлера» помог вжиться в роль
    Многие зрители были настолько тронуты сюжетом сцены и выступлением самодеятельных артистов, что едва могли сдерживать свои эмоции. Одни тихонько плакали, вторые громко рыдали, третьи подходили после спектакля к Ирине, и, взяв ее за руки, долго смотрели в глаза и молчали.
    «Для меня было очень важно не просто сыграть еврейку, но, прежде всего, передать все чувства и эмоции женщины-матери, готовой побороть свой страх и смело взглянуть в глаза неминуемой смерти. Судя по реакции зала, мне это удалось», - поделилась с корреспондентом «РТ» Ирина Патрина.
    Изначально на роль узницы была выбрана другая женщина, но она внезапно заболела. Пришлось срочно искать замену, поскольку до выступления оставалось меньше двух месяцев.
«Мне позвонила Снежана Владимировна Солопова, директор ДК «Россия», и предложила сыграть еврейку. Удивленная и немного растерянная я пришла во Дворец культуры, чтобы познакомиться со своей будущей героиней, - продолжает свой рассказ Ирина. - Когда я впервые взяла текст и прочла его, решила, что не смогу сыграть эту отважную еврейскую женщину. Мне было эмоционально тяжело читать прощальное письмо матери сыну. В то же время мне было интересно попробовать, проверить себя и поработать с гениальным, на мой взгляд, человеком Виктором Александровичем Трегубовым. Мы встретились, пообщались, обсудили роль, и в тот же вечер Виктор Александрович сам мне позвонил и пригласил на репетицию.
    Мне посоветовали посмотреть фильм «Список Шиндлера». Это историческая драма, снятая в 1993 году легендарным режиссером Стивеном Спилбергом. Она о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, спасшем более тысячи польских евреев от гибели во время Холокоста. Картина меня потрясла до глубины души. Я даже удивилась, почему раньше не слышала об этом сильном и впечатляющем фильме, который помог мне вжиться в роль.
Но кроме кино в этом мне содействовал практически каждый участник нашей творческой группы, сотрудники ДК «Россия» и, конечно, режиссер постановки Виктор Александрович Трегубов со своей помощницей Натальей Евгеньевной Седовой. Снежана Владимировна Солопова, Ирина Викторовна Старкова и Любовь Аркадьевна Черванева буквально выжали, вытащили этот образ из меня. Они часто оставались со мной после основной репетиции, мы встречались и в другие нерепетиционные дни. И в том, что я стала лауреатом фестиваля во многом заслуга всех этих людей».
    Ирина справилась. Ей удалось выучить роль за 1,5 месяца, невзирая на все трудности. Репетиции проходили вечером и нередко затягивались до 21-22 часов. Нашей героине, которая, кстати, является еще и многодетной мамой, часто приходилось брать с собой на репетиции детей. Родные, видя такой напряженный график самодеятельной актрисы, очень за нее переживали и всячески отговаривали от роли. Но остановиться на полпути Ирина не могла, поскольку чувствовала за собой большую ответственность, да и сцена все больше к себе манила. Эмоциональное напряжение росло день ото дня. В день выступления от волнения дрожало все тело. Когда спектакль закончился, а занавес опустился, Ирина наконец- то дала волю своим чувствам и разрыдалась.
    Наша героиня работает инженером и в роли актрисы пробовала себя впервые. Несмотря на техническую профессию, Ирина всегда тяготела к творчеству. Будучи школьницей, она окончила Отрадненскую детскую школу искусств по классу фортепиано, а потом и Самарский музыкально-педагогический колледж. Но жизненные обстоятельства привели молодую девушку в промышленную компанию, где она трудится и по сей день. Вместе с тем свое любимое увлечение она не забросила. Как только выдается свободная минутка, Ирина спешит в ДК «Россия» на занятия в вокально-эстрадную студию «Триумф» или просто выходит на сцену и поет для души.

«Хава нагила» - памяти еврейского народа
    Вернемся к спектаклю. Закончив свое письмо, еврейская узница вместе с другими женщинами танцует «Хава нагила». Этот танец олицетворяет смерть, но он пропитан отнюдь не скорбью, а оптимизмом и жизнерадостностью. За время своего существования он стал настоящим мировым шлягером. Медленный темп композиции сменяется зажигательной пляской. Тем самым танцующий словно бросает вызов своему палачу, своей смерти. Он не погружается в тоску, но проживает последние дни ликуя.
    Идея номера принадлежит режиссеру Виктору Александровичу Трегубову. Постановкой танца занималась хореограф из Самары Анастасия Викторовна Лаврентьева. Работа проводилась совместно с хореографом ДК «Россия» Любовью Аркадьевной Черваневой. В музыкальной композиции было задействовано 10 человек: 9 танцовщиц и солистка.
«Танец был посвящен памяти еврейского народа, погибшего в годы войны, - рассказала нам Любовь Аркадьевна. – В этот раз подготовка к фестивалю осложнялась эпидемиологической ситуацией. Приходилось прерывать репетиции. Чтобы зря не терять времени, мы решили репетировать дома. Каждая участница творческого номера самостоятельно учила элементы танца, присылая мне отчетное видео. Но идея оказалась провальной. Я понимала, что без командной работы ничего не получится.
    Благо вскоре нам удалось собраться вместе и хорошенько отточить каждое движение. Когда пришло время соединить два номера и на сцену вышла Ирина, мои девочки стали танцевать совершенно по-другому. Каждая из них прониклась сочувствием к еврейской узнице и старалась выразить все чувства и эмоции в танце. В итоге номер удался, мы остались очень довольны результатом, за что огромное спасибо режиссеру Виктору Александровичу Трегубову и его команде, ну и, конечно, моим девочкам».
    Хореографическая композиция «Хава нагила» была также представлена на Межмуниципальном конкурсе-фестивале хореографического творчества «Хрустальный башмачок - 2020». Участие в нем приняли творческие коллективы и отдельные исполнители 18 муниципальных образований Самарской области. Наш город на конкурсе представлял хореографический коллектив «Аплодисменты» под руководством Любови Аркадьевны Черваневой, который был удостоен диплома лауреата 1 степени. Это еще раз подтверждает то, что номер действительно получился очень ярким и эмоциональным, производящим на зрителя сильное впечатление.

Лариса ДЕНИСОВА


 
Текст сообщения*
 
27.02.2021 16:30:00 В Самаре пройдет театральный парафестиваль

Заявки на участие принимают со 2 апреля по 31 мая

26.02.2021 16:10:00 Скрипач дьявола или гений от Бога?

Ответ на этот вопрос пытались найти участники программы «Музыкальное обозрение»

24.02.2021 13:32:00 Свидетельница двух веков

20 февраля жительнице Отрадного, ветерану образования Нине Сидоровне Скрипачевой исполнилось 100 ­лет

17.02.2021 14:33:00 Кузница водительских кадров

17 февраля Отрадненская автошкола ДОСААФ отмечает юбилей – 60 лет

17.02.2021 14:22:00 "Страшнее всего терять товарищей"

О своем боевом пути вспоминает наш земляк, участник боевых действий в Афганистане Эдуард Сураев