Запись на прием к врачу4.jpg


Образование

Воспитание и учеба всегда составляли единое целое

01.10.2021 13:54:00

   Этот год богат на знаковые события в масштабе города и области: 170-летие Самарской губернии,  65-летие Отрадного. Подходит еще одна значимая дата для многих отрадненцев, чья судьба неразрывно связана со школой №6. Одно из лучших образовательных учреждений города отмечает свой 60-летний юбилей. Символично, что накануне торжества и профессионального праздника учителей, «РТ» побеседовала с первым директором школы №6,  заслуженным учителем  РСФСР, отличником народного образования СССР и РСФСР Тамарой Петровной Алясовой.  

   Больше 40 лет Тамара Петровна  посвятила делу воспитания детей.
   О профессии педагога она мечтала еще с детства, восхищаясь своей старшей сестрой – учительницей начальных классов. Большую роль в выборе будущей профессии сыграли и ее преподаватели в школе. На всю жизнь она запомнила свою первую учительницу Алевтину Александровну. «Удивительная женщина, умела найти подход ко всем ученикам. От нее исходила такая любовь к нам, детям! И это было взаимно», – вспоминает Т.П. Алясова.
   Еще один педагог повлиял на выбор профессии Тамары Петровны. Математик Яков Николаевич Хромой стал примером заботы и доброго отношения к ученикам. «Помню, пишем контрольную работу, учитель, прохаживаясь между партами, смотрит работы учеников, и, если кто-то из школьников допускал ошибку в решении, то слегка хмыкнув, давал понять, что надо ее искать. Он предлагал школьнику самостоятельно найти неверный ход решения задачи и изменить его. Прием необычный, но действенный», – рассказывает наша собеседница.
   Еще будучи выпускницей 10 класса, Тамара Петровна твердо решила стать учителем. И упорно шла к своей цели, окончив пединститут с красным дипломом.
   Т.П. Алясова была завучем первой школы,  директором четвертой, 29 лет возглавляла шестую. Это она 1 сентября 1961 года встречала первых учеников в новой, пахнущей краской школе №6.  
   «Новость о том, что меня назначили директором только что построенной школы, была неожиданной, – признается Т.П. Алясова. – Об этом мне сообщили в горкоме за месяц до ее открытия. Вместе с учителями мы начали готовить классы для наших учеников: поднимали и расставляли парты, стулья, развешивали доски, обустраивали кабинеты».  И вот теперь учреждению исполняется 60 лет. За эти годы множество талантливых учеников окончили школу и стали отличными специалистами в разных областях. Под руководством Тамары Петровны работали замечательные педагоги, любящие свою профессию и детей: учителя начальных классов А.А. Ковылина, А.С. Трошкина, В. Леонтьева, Н.М. Ковыль, А.Е. Агапова, учитель труда А.С. Ахременко, учитель русского языка и литературы И.И. Ахременко,  учитель химии З.А. Постникова. Удивительным человеком был учитель рисования А.Ф. Поздяев. Он любил живопись и обучал этому детей. Перед Новым годом спортивный зал всегда был сказочно оформлен. А помогали ему в этом его ученики на внеклассной работе. К рисованию тяга была у всех его учеников. Многие из них стали художниками. А  под руководством учителя старших классов Н.М.Свиридовой ученики проводили  интересные научные работы в теплице, расположенной при школе.
   Чуть позже в сплоченный коллектив влились завучи  В.И.Шульпин, М.Н.Князева, Л.Л. Новак, первый школьный организатор Л.А.Скупова, учитель географии А.М.Купцова и многие другие.
   В то время школа №6 была единственной в городе и области, где школьники по окончании учебы получали профессию шофера, профессионала или любителя. Почти все мальчишки получали права. Большая заслуга в этом супругов Хорьяковых и Светлышевых. Мужчины преподавали  автодело мальчикам, а их жены обучали труду девочек.
   Работа коллектива школы перенималась педагогами Советского Союза, опыт изучали в НИИ Академии педагогических наук, в 1972 году Тамара Петровна делилась накопленным методическим багажом на Московской научно-практической конференции.
   Директору  предоставили возможность самой подбирать педагогов в школу.    
   «Образно, я делю учителей на несколько категорий, – продолжая беседу, говорит она. – К первой отнесу «гениальных» учителей, наделенных талантом – это те, кто делал открытия в работе с детьми. Вторая категория – «способные», они могут перенять у великих педагогов опыт работы и видеть в каждом ребенке личность. Еще есть «хорошие» учителя – они просто передают свои прочные знания детям, заставляют учиться, но не вкладывают в них душу. Есть еще категория «случайных» учителей. К примеру, просто был маленький конкурс в пединституте, поэтому и пошли туда. Такой учитель грамотный, но, как правило, у него нет любви к своей профессии, и ему все равно – усвоили дети тему или нет. Однако плохих учителей не бывает, каждый по-своему хороший».
   Тамара Петровна сумела создать шестой школе имидж «сильного» учреждения. Этого удалось достичь благодаря педагогам, которые стремились вложить в своих учеников не только необходимые знания, но и человеческие, житейские качества. «Каждый учебный предмет  должен воспитывать, – уверена она. – Нам удалось создать в школе такую атмосферу, когда каждый учитель понимал, что воспитание и учеба составляют единое целое».
   Сближало детей и их педагогов творчество, будь то хоровое исполнение или совместные внеклассные работы по живописи. В обязательном порядке все участвовали в военно-патриотической игре «Зарница», а в День птиц дети мастерили скворечники, кормушки и развешивали их в своих микрорайонах. Классами путешествовали по местам походов дивизии Чапаева, ездили в города-герои. Был организован в школе музей Николая Островского, художественная галерея, приезжали и гости из Болгарии. Одним словом, жизнь шестой была насыщенной.
   Во время руководства первого директора было заложено немало хороших школьных традиций. Одна из них – соблюдение режима: за дисциплину в школе отвечали ученики, дежурный класс. Поэтому в школе всегда был порядок.  А еще ни один ученик не уходил с двойкой домой, он должен был ее отработать, исправить.  Также доброй традицией в конце учебного года стало отмечать благодарностью родителей учеников за хорошее воспитание.
   Педагоги школы №6 давали глубокие знания своим ученикам, и они поступали учиться в самые престижные вузы Москвы, Ленинграда и других крупных городов. Выпускники разлетелись по всей стране, но первого своего директора не забывают. Со всех уголков России приходят весточки с поздравлениями и благодарностями.  
   «Самое главное, что хочется пожелать учителям и ученикам школы, найти душевный контакт друг с другом. Если не будет взаимопонимания, то и воспитания не будет, – завершая разговор, говорит Тамара Петровна. –  И родителям хочется пожелать того же самого. Всегда было важно работать с родительским сообществом, проводить с ними лекции, обсуждать проблемы воспитания детей в семье. Нужно объединяться, проводить совместные вечера, кружки, праздники. Это сплачивает».

Екатерина Ахматова


 
Текст сообщения*
 
21.10.2021 09:54:00 Достучаться до каждого сердца

Педагоги Л.В. Бредихина и Е.М. Зрелова стали победителями конкурса на присуждение премии за достижения в педдеятельности

21.10.2021 09:42:00 Две недели на прививку

Самарские вузы ужесточают «антикоронные» меры

15.10.2021 17:12:00 Яндекс.Учебник выпустил новые онлайн-курсы для учителей

Их можно проходить в удобное время, в своем темпе

06.10.2021 11:37:00 Когда урок - игра

Уроки физкультуры Светланы Толковой не ограничиваются стандартными рамками

06.10.2021 11:36:00 Д.Азаров пообщался с педагогами

Накануне Дня учителя губернатор встретился с педагогической общественностью области