Школа – жизнь. Прямой маршрут
06.10.2016 14:47:00
У каждого из нас есть на земле такой уголок, куда мы через годы, преодолевая расстояния, стремимся попасть хоть на несколько минут, чтобы подняться по ступенькам, услышать заливистый звонок, увидеть родные лица учителей… Такое место свято для нас, оно живет в нас, поднимая в душе высокие чувства благодарности, тепла, радости. Для тысяч выпускников таким местом является шестая школа г. Отрадного, которая отмечает в эти дни свой юбилей.
Восхождение
Из воспоминаний первого директора школы №6, Заслуженного учителя РСФСР, отличника народного образования Тамары Петровны Алясовой: «Объединенными усилиями школьного коллектива, родителей мы решали задачу гармоничного развития личности ребенка». И, опираясь на А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского, шестая школа внедряла собственную модель воспитания детей, для которых школа стала вторым домом. А учительский коллектив подобрался зажигательно талантливый. В три хора (детский, хор мальчиков, учительский), духовой оркестр, инструментальный ансамбль была вовлечена вся школа, родительский университет вел просветительскую работу, вкус к прозе и поэзии, способность к логическому мышлению, любовь к природе родного края, уважение к прошлому страны прививали на уроках и факультативах. Тамара Петровна – автор методики этического и эстетического воспитания, ее опыт изучался Академией педагогических наук СССР, о нем писала центральная пресса. Что немудрено: она была первым педагогом СССР, кто взялся за решение проблемы этического воспитания детей.
«Я научилась у вас умению отвечать за собственные поступки, за дело, которое мне доверили, за близких людей, по большому счету – за мир, в котором живу», – так обратилась к Тамаре Петровне казанский журналист Л.Вахрамеева. И под этими словами подписались бы тысячи выпускников 6-й школы. Школы, из которой выходят в жизнь пытливые, трудолюбивые, заботливые, интеллигентные люди. Высоко поднятую Алясовой планку воспитания и образования подрастающего поколения в сегодняшней шестой школе не просто удерживают. Здесь от урока к уроку, от мероприятия к мероприятию покоряют новые высоты.
Здесь наша жизнь…
Директор считает, работать в школе стало сложнее, но интереснее. Ведь она предлагает своим ученикам не только учебную программу от сих до сих, но и участие в огромном количестве занятий сверх нее, причем, на выбор. И особо надо отметить проекты углубленного профильного образования, к примеру, в классах «Роснефти», класс «Юниспас» («Юный спасатель»). Надеется Наталья Николаевна, что недалеко время, когда построят новый корпус и школа перейдет на односменный режим. Тогда ученики, проведя в школе семь часов, отправятся домой свободными от груза ученичества. «Детство должно быть разнообразным, – убеждена Наталья Николаевна. – Каждый человек связан со школой. Сначала – мы ученики, потом – родители учеников, потом – их бабушки, дедушки. Школу любят и не очень, перед ней благоговеют, с ней спорят. Но к ней не равнодушны. С ней связаны главной связкой – детьми. И я очень хочу, чтобы родители больше внимания уделяли подрастающему поколению. Повернитесь лицом к детям, мамы и папы. Ведь детства ребенку не вернуть».
Учителя, вы крылья детства
В редакцию заглянули старшеклассники Ю.Лустина, Т.Клинкова, А.Бигалиев. Независимые, широко эрудированные, твердо знающие, кем станут в будущем, на мой вопрос о трех китах, на которых держится их жизнь, услышала: «Семья, школа, друзья». Они гордятся тем, что их школа входит в сотню лучших школ России, что учат их самые высокообразованные, самые внимательные учителя, которым можно доверить сокровенные мысли и чувства, что именно в этой школе можно раскрыться как личности и только здесь тебя буквально «за руку подведут к будущей профессии».
Хочу привести несколько строк из стихотворения учениц 11-го класса шестой школы Елизаветы Хомяковой и Юлии Арон, написанного к юбилейным торжествам: «Когда мы говорим «семья», то сразу вспоминаем маму с папой. Но то добро, что школа нам дала, у нас в сердцах отыщет отклик тот же самый… Будет (школа) всех своих детей любить, как и всегда она их всех любила. Она хотела жизнь им посвятить, она им жизнь и посвятила….».
Думайте, ребята, думайте
С 1980 года работает Валентина Михайловна Дулова в шестой школе. Были годы, в которые она доводила до выпуска целые параллели. Был год, когда благословила в самостоятельную жизнь «звездный выпуск» – 19 медалистов. Ее предмет – история. Предмет, на котором формируется мысль учеников. Золотое правило учителя Дуловой: уважать мнение учеников. А мыслить самостоятельно способен только человек образованный и неравнодушный к истории страны, родного города. Как у Галича: «Спрашивайте, мальчики, спрашивайте. А вы, люди, ничего не приукрашивайте». Историю, убеждена Валентина Михайловна, детям нужно изучать не только по учебникам. Надо прислушиваться к звучащим в прессе, по ТВ разным оценкам прошлого и настоящего. И вырабатывать собственное мнение.
Так уроки истории и для истории Дуловой становятся дискуссионными клубами. Конечно, это непросто, но Валентина Михайловна считает: если мы не хотим упустить из рук будущее – должны быть честными сегодня. А воспитать гражданина, способного делать собственные выводы, возможно только при совместном искреннем сопереживании опыта урока учеником и учителем.
Меня дети ждут…
А она, как вихрь, появившаяся в кабинете завуча, высказалась и устремилась обратно: «Меня дети ждут». Такое вот притяжение.
Три поколения
Еще услышим эти имена
Александр Александрович Бочков – учитель физкультуры. Его главный принцип работы: « физическая культуры как искусство. Предмет, основополагающий здоровье будущего поколения». Урок с А.А. Бочковым – это и «перестрелка», и интересное увлекательное путешествие по видам спорта. Пару лет назад он на областном фестивале методических идей молодых педагогов занял первое место, где отличился грамотной разработкой урока и творческой защитой. Конечно, такие успехи педагога обусловлены работой наставников – Е.В. Рузановой и В.А. Ольшанского. У молодых много идей, значит, мы еще услышим их имена.
Звонок торопит в класс
Звонок торопит в класс и учителя немецкого Валентину Александровну Подвальнову. Но до него она пораньше придет в школу и обязательно заглянет в каждый ее уголок: «Такое все притихшее, такое все родное. Нет, не смогу я жить без школы. Уйду тогда, когда достигну вершины своего трудового стажа – пятидесятилетия». Самыми любимыми предметами ученики называют историю, литературу, физику. Как-то повелось у многих, что изучение иностранного, – своего рода обязаловка. Это мнение преподаватель немецкого языка Подвальнова опровергла. Она мастерски объясняет самый сложный материал, отрабатывает у детей коммуникативные навыки. И добивается отличных результатов, когда даже середнячок увлекается языком.
Поговорить о школе удалось со многими, но столько в ней прекрасных учителей отдают этой школе опыт, тепло своих сердец, и, если писать обо всех, получится книга!
Сохранить и преумножить
Н.Н.Ивкова, Н.Ф.Кочет-кова, Л.В. Власова о своих воспитанниках и коллегах могут говорить часами. Могут поведать о судьбе каждого. Рассказать историю, иногда непростую. И слушать их бесконечно интересно, а происходит это лишь тогда, когда люди любят дело, которому беззаветно служат.
– Наталья Николаевна, у вашей школы много наград. Значит, у педагогов и учеников все получается?
– Еще как. А самым значимым достижением школы на сегодняшний день является победа во всероссийском конкурсе «Лучшая школа России». Но впереди – новые конкурсы и новые победы, которые невозможно достичь без слаженной работы администрации и педагогического коллектива школы. Ведь в учительской среде царит атмосфера понимания, стремления к новизне в обучении и воспитании. А дети у нас пытливые, мобильные, на мир смотрят заинтересованно и стараются найти себя в нем сегодня.
И еще о доброте
Заключить хотелось бы мудростью: если твои планы рассчитаны на год – сей хлеб, если на десятилетие – сажай деревья, а если на века – воспитывай детей.
В Самаре прошла межрегиональная олимпиада по английскому языку среди школьников
Профориентация помогает в выборе профессии и решает задачи государства
В Отрадном прошел Единый государственный экзамен для родителей
«РТ» встретилась с победителем окружного этапа конкурса «Учитель года» Галиной Руденко
За выход в финал боролись 11 человек из Отрадного, Кинель-Черкасского и Богатовского районов