1022_157_small.gif


Образование

Школа – жизнь. Прямой маршрут

06.10.2016 14:47:00

У каждого из нас есть на земле такой уголок, куда мы через годы, преодолевая расстояния, стремимся попасть хоть на несколько минут, чтобы подняться по ступенькам, услышать заливистый звонок, увидеть родные лица учителей… Такое место свято для нас, оно живет в нас, поднимая в душе высокие чувства благодарности, тепла, радости. Для тысяч выпускников таким местом является шестая школа г. Отрадного, которая отмечает в эти дни свой юбилей.

 


 

Восхождение

 Пройдешь под мелким дождиком по аллее позолоченных осенью канадских кленов, что за ДК «Россия», и на улице Победы вдруг, как-то неожиданно, возникает здание  школы №6, укрывшееся за величественными елями. История каждой школы в таком небольшом городе, как наш, – это существенная часть нашей общей истории. Представьте: в шестой сегодня 798 учеников. Это 602 семьи, тысячи человек, вовлеченных в школьный круговорот! А сколько людей «прошло» через школу за 55 лет?! И где те далекие годы, когда самые первые ученики ждали с нетерпением начала занятий в самой современной школе города: с большим спортзалом, с просторной столовой, которая превращалась в актовый зал, оснащенными лабораториями, светлыми классами. Они живы в памяти, как будто это было вчера, а не более полувека назад…

Из воспоминаний первого директора  школы №6, Заслуженного учителя РСФСР, отличника народного образования Тамары Петровны Алясовой: «Объединенными усилиями школьного коллектива, родителей мы решали задачу гармоничного развития личности ребенка». И, опираясь на А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского, шестая школа внедряла собственную модель воспитания детей, для которых школа стала вторым домом. А учительский коллектив подобрался зажигательно талантливый. В три хора (детский, хор мальчиков, учительский), духовой оркестр, инструментальный ансамбль была вовлечена вся школа, родительский университет вел просветительскую работу, вкус к прозе и поэзии, способность к логическому мышлению, любовь к природе родного края, уважение к прошлому страны прививали на уроках и факультативах. Тамара Петровна – автор методики этического и эстетического воспитания, ее опыт изучался Академией педагогических наук СССР, о нем писала центральная пресса. Что немудрено: она была первым педагогом СССР, кто взялся за решение проблемы этического воспитания детей.

«Я научилась у вас умению отвечать за собственные поступки, за дело, которое мне доверили, за близких людей, по большому счету – за мир, в котором живу», – так обратилась к Тамаре Петровне казанский журналист Л.Вахрамеева. И под этими словами подписались бы тысячи выпускников 6-й школы. Школы, из которой выходят в жизнь пытливые, трудолюбивые, заботливые, интеллигентные люди. Высоко поднятую Алясовой планку воспитания и образования подрастающего поколения в сегодняшней шестой школе не просто удерживают. Здесь от урока к уроку, от мероприятия к мероприятию покоряют новые высоты.

 

Здесь наша жизнь…

 В сентябре я встречалась с педагогами шестой. Слушала, о чем они говорят, и понимала, что школа – это не стандарт и не учебный план, не расписание и не статистика. То есть, конечно, то же, но прежде всего, школа – это атмосфера, ее особый дух. Директор Наталья Николаевна Ивкова воспринимает школу как одну большую и дружную семью, где «все для ребенка и на стороне ребенка». Всегда спокойная, мудрая, она вселяет в коллег уверенность. С ней можно поделиться не только школьными заботами, но и домашними. Подбодрит, успокоит, даст совет на все случаи жизни. Ее тревожит временами устанавливающаяся тишина в коридорах и на лестничных пролетах: «детские шутки, смех, даже безобидные хулиганские выходки держат нас, учителей, в форме».

Директор считает, работать в школе стало сложнее, но интереснее. Ведь она предлагает своим ученикам не только учебную программу от сих до сих, но и участие в огромном  количестве занятий сверх нее, причем, на выбор. И особо надо отметить проекты углубленного профильного образования, к примеру, в классах «Роснефти», класс «Юниспас»  («Юный спасатель»). Надеется Наталья Николаевна, что недалеко время, когда построят новый корпус и школа перейдет на односменный режим. Тогда ученики, проведя в школе семь часов, отправятся домой свободными от груза ученичества. «Детство должно быть разнообразным, – убеждена Наталья Николаевна. – Каждый человек связан со школой. Сначала – мы ученики, потом – родители учеников, потом – их бабушки, дедушки. Школу любят и не очень, перед ней благоговеют, с ней спорят. Но к ней не равнодушны. С ней связаны главной связкой – детьми. И я очень хочу, чтобы родители больше внимания уделяли подрастающему поколению. Повернитесь лицом к детям, мамы и папы. Ведь детства ребенку не вернуть».

 

Учителя, вы крылья детства

 То, что ученикам в этой школе комфортно, уютно, что она стала для них вторым домом, ясно в первые же минуты знакомства. Если сказать о том, как сами дети отзываются о ней, то их любовь можно выразить коротко: «Здесь здорово! Лучше нашей школы нет во всем городе! » Дух в этом учебном заведении витает особый, хотя так же весело на переменках, так же со всех ног в свои классы бегут опоздавшие.

В редакцию заглянули старшеклассники Ю.Лустина, Т.Клинкова, А.Бигалиев. Независимые, широко эрудированные, твердо знающие, кем станут в будущем, на мой вопрос о трех китах, на которых держится их жизнь, услышала: «Семья, школа, друзья». Они гордятся тем, что их школа входит в сотню лучших школ России, что учат их самые высокообразованные, самые внимательные учителя, которым можно доверить сокровенные мысли и чувства, что именно в этой школе можно раскрыться как личности и только здесь тебя буквально «за руку подведут к будущей профессии».

Хочу привести несколько строк из стихотворения учениц 11-го класса шестой школы Елизаветы Хомяковой и Юлии Арон,  написанного к юбилейным торжествам: «Когда мы говорим «семья», то сразу вспоминаем маму с папой. Но то добро, что школа нам дала, у нас в сердцах отыщет отклик тот же самый… Будет (школа) всех своих детей любить, как и всегда она их всех любила. Она хотела жизнь им посвятить, она им жизнь и посвятила….».

 

Думайте, ребята, думайте

 В ожидании заместителя директора по учебно-воспитательной работе Натальи Федоровны Кочетковой я заслушалась старинным романсом, доносившимся из кабинета музыки. Бархатный баритон вывел последнюю ноту, и наступила тишина, которую нарушил учитель. Он предложил ребятам подумать о щемящей душу гармонии стихов и музыки: «Думайте, ребята, думайте».

С 1980 года работает Валентина Михайловна Дулова в шестой школе. Были годы, в которые она доводила до выпуска целые параллели. Был год, когда благословила в самостоятельную жизнь «звездный выпуск» – 19 медалистов. Ее предмет – история. Предмет, на котором формируется мысль учеников. Золотое правило учителя Дуловой: уважать мнение учеников. А мыслить самостоятельно способен только человек образованный и неравнодушный к истории страны, родного города. Как у Галича: «Спрашивайте, мальчики, спрашивайте. А вы, люди, ничего не приукрашивайте». Историю, убеждена Валентина Михайловна, детям нужно изучать не только по учебникам. Надо прислушиваться к звучащим в прессе, по ТВ разным оценкам прошлого и настоящего. И вырабатывать собственное мнение.

Так уроки истории и для истории Дуловой становятся дискуссионными клубами. Конечно, это непросто, но Валентина Михайловна считает: если мы не хотим упустить из рук будущее – должны быть честными сегодня. А воспитать гражданина, способного делать собственные выводы, возможно только при совместном искреннем сопереживании опыта урока учеником и учителем.

 

Меня дети ждут…

 А ждут уроков любимой учительницы Галины Николаевны Патриной дети шестой, начиная с 1986 года. Интеллигент до мозга костей, обращающийся к воспитанникам только на «Вы», эрудит, вкладывающий в ребенка душу.

 Физика – наука консервативная, но у Галины Николаевны есть арсенал образов, которые помогают детям погрузиться в мир физических законов. И как это трудно, подойти и пообщаться с каждым, вернуться к доске и вновь объяснить изучаемое явление. Но учитель от Бога, сторонник индивидуальной работы с детьми, она убеждена, что задача, которую решает современная школа – научить ребенка учиться – верный методический путь.  Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Это – о Галине Николаевне Патриной. Только объясняя, показывая и вдохновляя так, как это делает она, можно увлечь детей предметом. А они показывают потом самые высокие баллы ЕГЭ. Магнетизм ее личности столь велик, что выпускники, бывающие в школе, стремятся пообщаться именно с ней.

А она, как вихрь, появившаяся в кабинете завуча, высказалась и устремилась обратно: «Меня дети ждут». Такое вот притяжение.

 

Три поколения

 Наталья Федоровна Кочеткова в стенах шестой 26 лет: учителем химии работала рядом с учителями-глыбищами – И.В.Алаевой, А.М. Купцовой,  Т.П. Алясовой, З.С.Корнеевой, около которых «было невозможно учить абы как». Три года была завучем по воспитательной работе, последние одиннадцать лет занимает должность заместителя директора: «В нашем коллективе, как в хорошей семье, уживаются три поколения: старшее, несущее опыт и традиции, – В.А.Подвальнова, В.М.Дулова, Г.Н.Патрина, Е.Г.Афанасьева, среднее, четко понимающее реалии сегодняшнего дня: Н.Н.Касатикова, Г.Н.Клюкина, В.Н.Спиряева, Н.Г.Ревина, Н.В.Скоринова,  Н.Е.Фадеичева и новое, устремленное в будущее: Е.В.Павлова, М.М.Баулина, О.Ю.Васина,  А.Ю.Постникова, Н.В.Чере-панова. И такое сочетание очень важно и продуктивно. Несколько лет назад к нам пришли молодые учителя: Ж.Б.Горелова, О.Ю.Мельникова, О.С.Меделяева, Ю.В.Ермакова,  они полны сил, готовы горы свернуть. И они останутся у нас».

 

Еще услышим эти имена

 Екатерина Валерьевна Смирнова: «Останемся. И все сделаем для того, чтобы остаться. Как примут? Получится ли задуманное? – эти мысли не давали покоя. Действительно, все было непросто. Но с первых дней меня поддержала крепкая и надежная стена – опытные педагоги и прежде всего: Н.И.Билецкая.  Я восхищаюсь как компетентностью коллег, так и умениями детей. Когда приступила к работе, то первое мероприятие, в котором я участвовала, был традиционный День науки: я, по мнению многих, тогда удачно провела мастер-класс красоты. Вообще, если у нас готовится мероприятие, то школа превращается в муравейник. К юбилею школы все классные коллективы готовят подарки: рисунки, фото, презентации, концерты.  Идут классные часы «Сто вопросов взрослым». В нашем кабинете на каждой перемене – дети. Значит, мы им нужны, мы им интересны, значит, нуждаются они в общении с нами. Это и вдохновляет».

Александр Александрович Бочков – учитель физкультуры. Его главный принцип работы: «  физическая культуры как искусство. Предмет, основополагающий здоровье будущего поколения».  Урок с А.А. Бочковым – это и «перестрелка», и интересное увлекательное путешествие по видам спорта. Пару лет назад он на областном фестивале методических идей молодых педагогов занял первое место, где  отличился грамотной разработкой урока и творческой защитой.  Конечно, такие успехи педагога обусловлены работой наставников – Е.В. Рузановой и В.А. Ольшанского. У молодых много идей, значит, мы еще услышим их имена.

 

Звонок торопит в класс

 учителя английского языка Светлану Вильевну Пугач. 36 лет назад она окончила шестую школу, здесь учились ее дети, в этом году ее первоклассником стал и внук. За годы работы здесь, а до этого были другие школы, она влюбила в свой предмет сотни учеников, для которых он стал не менее важным, чем другие. Применяет различные формы уроков: викторины, заочные путешествия, конференции, сочетает коллективную, групповую работу, что формирует у детей навыки общения на иностранном языке. Нужен сегодня каждому хотя бы минимум разговорной лексики уже потому, что у нас теперь есть возможность выезжать за границу.

Звонок торопит в класс и учителя немецкого Валентину Александровну Подвальнову. Но до него она пораньше придет в школу и обязательно заглянет в каждый ее уголок: «Такое все притихшее, такое все родное. Нет, не смогу я жить без школы. Уйду тогда, когда достигну вершины своего трудового стажа – пятидесятилетия». Самыми любимыми предметами ученики называют историю, литературу, физику. Как-то повелось у многих, что изучение иностранного, –  своего рода обязаловка. Это мнение преподаватель немецкого языка Подвальнова опровергла. Она мастерски объясняет самый сложный материал, отрабатывает у детей коммуникативные навыки. И добивается отличных результатов, когда даже середнячок увлекается языком.

Поговорить о школе удалось со многими, но столько в ней прекрасных учителей отдают этой школе опыт, тепло своих сердец, и, если писать обо всех, получится книга!

 

Сохранить и преумножить

 Анна Викторовна Кочеткова, заместитель директора по воспитательной работе: «В шестую школу я пришла восьмиклассницей и с тех пор иду по жизни уверенно, потому что в моем сердце – ее тепло. Работала организатором, стала завучем и рядом со мной педагоги, которые вдохновили меня на эту профессию. Мужа встретила здесь же. Так что вся моя жизнь в школе и вокруг нее. Удивительный этот дом – школа. Здесь все перемешалось: детство и зрелость, юность и романтика, наука и искусство, мечты и реальная жизнь. Многие вещи живут с открытия школы. Недавно обнаружили черно-белую фотографию дружины им. Гагарина и решили сделать цветной фотомонтаж: гагаринцы и школьные волонтеры из движения «Шаг навстречу». Своеобразный знак качества шестой то, что в каждом классе по нескольку школяров, родители которых  учились здесь же.  Наш долг – сохранить и преумножить школьные традиции. Школа – это прямой маршрут во взрослую жизнь. И мы стремимся подготовить детей к ней, чтобы в будущем они вспомнили о том, что узнали здесь, и чтобы услышанное ими здесь правильно повлияло на их жизнь».

Н.Н.Ивкова, Н.Ф.Кочет-кова, Л.В. Власова о своих воспитанниках и коллегах могут говорить часами. Могут поведать о судьбе каждого. Рассказать историю, иногда непростую. И слушать их бесконечно интересно, а происходит это лишь тогда, когда люди любят дело, которому беззаветно служат.

– Наталья Николаевна, у вашей школы много наград. Значит, у педагогов и учеников все получается?

– Еще как. А самым значимым достижением школы на сегодняшний день является победа во всероссийском конкурсе «Лучшая школа России». Но впереди – новые конкурсы и новые победы, которые невозможно достичь без слаженной работы администрации и педагогического коллектива школы. Ведь в учительской среде царит атмосфера понимания, стремления к новизне в обучении и воспитании. А дети у нас пытливые, мобильные, на мир смотрят  заинтересованно и стараются найти себя в нем сегодня.

 

И еще о доброте

 В школе обучаются 798 детей, работают свыше 60-ти учителей и персонала. Но есть в ней и то, чего нет в других заведениях: хранительница очага – кошка Муся. Она прибилась к школе лет восемь назад, и заботились о ней всем коллективом. Но неожиданно во время ремонта пропала. К ее поиску подключились все и, наконец, выяснили, что строители, посчитав ее бесхозной, отвезли в Тургеневку. А следующее утро обрадовало и детей, и взрослых: когда пришли на занятия, увидели, что завхоз отхаживает кошку: она, преодолев пешком около тридцати километров, обессиленная,  упала у порога. Теперь ее можно увидеть в классах, учительской, ее угощают вкусненьким, о ее здоровье заботятся. Никто не допускает грубости в отношении к ней.

Заключить хотелось бы мудростью: если твои планы рассчитаны на год – сей хлеб, если на десятилетие – сажай деревья, а если на века – воспитывай детей.

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
27.03.2024 12:37:00 Олимпийский успех

В Самаре прошла межрегиональная олимпиада по английскому языку среди школьников

07.03.2024 09:57:00 Кадровый вопрос

Профориентация помогает в выборе профессии и решает задачи государства

29.02.2024 11:49:00 За парты сели родители

В Отрадном прошел Единый государственный экзамен для родителей

31.01.2024 10:59:00 Галина Руденко: "Я применяю эвристическое обучение"

«РТ» встретилась с победителем окружного этапа конкурса «Учитель года» Галиной Руденко

31.01.2024 10:58:00 Учителем года на окружном конкурсе стала педагог из гимназии

За выход в финал боролись 11 человек из Отрадного, Кинель-Черкасского и Богатовского районов