1022_157_small.gif


Образование

Стратегия воспитания достойного гражданина

21.07.2016 08:58:00

Анне Викторовне Кочетковой, заместителю директора школы № 6 по воспитательной работе, очень нравится логотип Международного дня защиты детей: разноцветные детские фигурки на сочном зеленом фоне вокруг Земли. Вот главная ценность на все времена – дети. И в рассказе о своих воспитанниках она им искренне сопереживает. 



     Говорит ли она о мальчике — «золотые руки», ставшем незаменимым помощником школьных плотника и электрика,  талант которого раскрылся в ходе реабилитации в центре «Огонек», куда его направила школа. Или об успешном подростке, обладателе золотого значка ГТО к тому же с высочайшими баллами по всем дисциплинам, который за демонстрацию друзьям виртуозного велосипедного финта попал «на крючок» сотрудников ДПС: «о ребенке даже думать плохо нельзя». Так считает и весь педагогический коллектив шестой. А источник такого подхода к детству — директор Наталья Николаевна Ивкова, которая говорит: «Все для ребенка и на стороне ребенка». 

Градус профилактики
     Поводом нашей встречи стал доклад о работе ГБОУ СОШ №6, направленной на профилактику наркомании среди молодежи, сделанный Кочетковой в городской администрации. Редакции представился интересным комплексный подход педагогов шестой к столь злободневной проблеме. 
     Здесь профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни идут как смежные вещи, рука об руку. Здесь есть простор для детского творчества: на выбор – занятия танцами, пением, спортом. Здесь есть Доска Почета, на которой представлены не только отличники, но и звездные середняки, достигшие высот в робототехнике, информационных технологиях,  волонтеры; на видном месте и Доска спортивных достижений: «Хочешь добиться результатов в жизни? Шагай за ними». Здесь проводится много массовых мероприятий, спортивные праздники, конкурсы, в которых участвуют все: и социально активные ребята, и те, кто коротает время в подъездах. 
     А все мы были детьми и знаем, что, если есть здоровая нормальная компания, то она оградит от курения и наркотиков тех, кто из любопытства, желания «быть как все» (или «не как все»), может оказаться в наркоплену. Ведь оказывается, ребенку 11-12 лет достаточно бывает выкурить две-три сигареты, чтобы сформировалась зависимость от никотина, который уже приравнивают к героину по скорости привыкания. 
     Используется и старый доб-рый опыт советской эпохи проведения декадников, когда в течение месяца в классы приходят сотрудники правоохранительных органов, врачи, специалисты Центра «Семья», комиссии по делам несовершеннолетних администрации и т.п., которые в неформальном общении доносят до школьников нужные им знания. При этом, например, врач больше говорит о здоровье, а не о болезни, чтобы у детей появилась потребность сделать выбор в пользу здоровья, а не наркотика.
     — Анна Викторовна, но ведь традиционный способ передачи информации изжил себя, на лекциях, как правило, скучают, услышанное, как говорится,  в одно ухо влетает, из другого вылетает.
     — Да, закон жанра профилактической работы требует живого изложения острой темы: нужны эмоциональные диалоги, востребована состязательность. И мы в этом году организовали для восьмиклассников в школе правовых знаний «Закон и порядок» игру. Соревновались четыре команды, воплощая ситуационные задания в сценки, плакаты. Эмоции били через край. И, выйдя из школы, одна команда вступила в бой с другой «за справедливость»: проигравшие посчитали, что победителям незаслуженно присужден бал, решивший исход состязания. 
     И диспуты, к примеру, о выборе профессии проходят ярко. Причем, активными спорщиками зачастую бывают как раз сложные дети. Новые формы работы не могут с нуля стопроцентно удовлетворять. Но это интересно, и мы продолжим работу в этом русле, повышая градус профилактики.

В фокусе – ребенок 
     Где-то лет семь назад коллеги Анны Викторовны обменялись опытом с учителями одной из Псковских гимназий. Их заинтересовал подход к образовательному и воспитательному процессу тамошних педагогов и, вернувшись из командировки, они предложили взять за основу их методы и разработать собственную концепцию. Сердцевина ее – дети. Их условно можно разделить на три группы: трудные, одаренные и большая прослойка, которую нарекли «нормой». Анна Викторовна: «Что есть норма? Для шестой школы норма – это когда ребенок и его родители удовлетворены результатами обучения. Нельзя из троечника вымучивать отличника. Он успевающий школьник, он увлечен, допустим, спортом или музыкой. Так пусть развивает природные задатки. А положительный результат со временем он получит, своего в жизни добьется…».
      В фокусе внимания педагогического коллектива – трудные дети. Их вначале берет на заметку «Наркопост», в который входят социальный педагог, психолог, медицинский работник, инспектор по защите прав детства, завуч по воспитательной работе, а также  представители родительской общественности и ученического самоуправления. На своих заседаниях специалисты анализируют характер и частоту обращений ученика или его представителей. 
      Если становится очевидным, что трудности в обучении и социализации сорванца разрешимы лишь при содействии службы «Сопровождения», то он наблюдается его специалистами, где главную скрипку играет классный руководитель. Случается, что усилия учителя, равно как и социального педагога, тщетны. Тогда совет профилактики при директоре выходит за пределы школы, обращается, к примеру, в ОДН или центр «Семья». Да, ребенок ставится на учет, но это – не наказание, а это повышенное внимание и возможность корректировать и влиять на его образ жизни. 
     А.В.Кочеткова: «Профилактика чего бы то ни было всегда связана со здоровым образом жизни. Оградить ребенка от пагубного влияния улицы можно. Ему нужно всегда быть при деле – многие проблемы происходят от праздной жизни. В конце концов, тот, кто только «бьет баклуши», ничего не может добиться в жизни. Мое мнение как психолога таково: поставивший перед собой цель никогда не  свернет с пути здорового образа жизни, с пути социально активного гражданина. А с выбором цели ему в помощь мы, педагоги и родители. И еще: в нашем городе каждый может найти увлечение по душе: для него открыты стадион, ледовый дворец, СОК, «Шанс», библиотеки, школа искусств, дворец культуры. Как некий итог: каждый абсолютно свободен в своем выборе (улица или спортзал), но, сделав его, каждый также абсолютно ответственен за него».

Ответственность
      — Но бывает ведь так, что ребенок, придя из школы, начинает приставать с неприятными вопросами к отцу: «Пап, зачем ты куришь? Нам рассказывали о вреде табака», а тот ему отвечает: «Ты еще меня поучи!». Статистика показывает, что в большинстве случаев курить и пить начинают именно те дети, у которых пьют и курят родители. 
      — Именно двойные стандарты сбивают детей с верного пути. Но есть и другая проблема. Это стремление родителей переложить заботы о воспитании ребенка на школу. Однако ребенок большую часть жизни проводит в семейном кругу, и именно папа и мама лучше всего знают о его пристрастиях. Но они зачастую откладывают «на потом» разговоры по душам, совместные занятия спортом или походы в музей, кино. Нам остается вкладывать в родительские уши смыслы: если ты не отведешь ребенка на секцию, никто за ним не придет. А улица быстро сориентируется, заберет его к себе и отведет, куда ей надо.
     Несколько дисциплинируют отдельных беспечных родителей листы ознакомления, которые они получают под роспись трижды в год. В них – законодательные акты, правила и устав школы и т.д., которые регламентируют действия пап и мам в отношении детей, повышают их ответственность за поступки чад. И при возникновении форс-мажора им уже не отвертеться, сославшись на незнание или непонимание. Так было в июне, когда выпускники бурно отметили последний звонок.
     Шестая школа всегда была одной из лучших в городе, в ней дети учились с удовольствием, а родители стремились отдать ребенка именно в руки Т.П.Алясовой, у которой все вертелось вокруг ученика. И современная шестая школа верна этой традиции. «Для нас учителя той эпохи – пример для подражания. Эталон. Наша ментальность основана на чести и совести. И не важно, в какое время ты работаешь. Ты – учитель. Твоя задача – вырастить достойного гражданина, социально адаптированную личность, свободную в выборе, имеющую четкую жизненную цель», — этими словами завершила Анна Викторовна Кочеткова нашу беседу.
      К слову, в шестой школе нет ни одного воспитанника, замеченного в употреблении наркотических веществ. А вот несколько «трудных» есть, но им комфортно в ее стенах. Один из них перевелся было в другую школу (семья сменила место жительства), но вскоре попросился обратно. И ему не отказали.

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
04.04.2024 14:18:00 Квалифицированные кадры - со студенческой мастерской

В ОНТ прошла встреча главы города с руководителем ОНТ и представителями компании «Уралмаш НГО Холдинг»

27.03.2024 12:37:00 Олимпийский успех

В Самаре прошла межрегиональная олимпиада по английскому языку среди школьников

07.03.2024 09:57:00 Кадровый вопрос

Профориентация помогает в выборе профессии и решает задачи государства

29.02.2024 11:49:00 За парты сели родители

В Отрадном прошел Единый государственный экзамен для родителей

31.01.2024 10:59:00 Галина Руденко: "Я применяю эвристическое обучение"

«РТ» встретилась с победителем окружного этапа конкурса «Учитель года» Галиной Руденко