1022_157_small.gif


Образование

Воспитание сказкой

15.08.2013 09:17:00

Слушая сказки в детстве, человек накапливает в подсознании банк жизненных ситуаций. Мудрые люди в старину старались учить деток не укорами и порицанием, а рассказами, где назидание, урок жизни «одевался» в такие одежки, что малыш с легкостью узнавал себя, а иногда даже заглядывал в будущее, наблюдая результат возможной ошибки.


Конденсат мудрости
Сказки – это конденсат житейского опыта, знаний и мудрости, накопленной поколениями.
Все без исключения сказки воспитывают, обучают, развивают внутренний мир и «кормят» воображение малыша. А также способствуют совершенствованию языкового навыка, развитию фантазии, чувства юмора, а также умению слушать других…


Сказка – это мостик
Язык сказки сближает взрослого и ребенка: образовывается та золотая серединка, при которой взрослый уходит в мир фантазии и волшебства близкий малышу; а ребенок проникает в то событийное, сложное, часто непонятное устройство мира, к которому приспосабливаются все взрослые.

Сказки дипломатично «лепят» и детей, и взрослых.

Это терапия для людей всех возрастов. Давно психологами доказано, что самым гармоничным является родитель, который, обретая опыт и мудрость взрослого, сохраняет и лелеет своего внутреннего ребенка и память о собственном детстве. Часто сказки, написанные психологами для детей и их молодых родителей, не только дают знания малышам, но и в корректной форме, иногда действуя на подсознание, дают подсказки взрослым о правильном поведении в определенной ситуации.


Как «слепить» сказку
Она не должна быть длинной и с запутанным сюжетом или какими-то незнакомыми для малыша образами.
Начало сказки может быть неожиданным, а может быть узнаваемым. Главная задача сделать так, чтобы малыш захотел ее слушать.

Ее суть:

- при помощи образов и мифов «обрисовываем» проблему – страшилку, обидку, дискомфорт, упрямство, незнание

- в общем, причину, таким образом, чтобы малыш ее мог узнать. Тщательно ее описываем, одеваем в узнаваемые одежки:

- показываем, как она уменьшается, как при близком рассмотрении становится все более смешной, а не страшной (страшилка) или как она разрешается (показываем, как наш герой справился со своей трудностью). То есть негативное, трудное, отрицательное меняем на позитивное, наполняющее и обязательно возможное для сил ребенка; 

- смакуем результат победы, обязательно яркими красками описываем все выгоды такого результата; рассказываем, как дальше нашему герою становится легко именно из-за того, что он смог справиться со своей проблемой.

Выбор героев:

Ребенок должен ассоциировать себя с главным героем и в то же время иметь возможность дистанцироваться от него при желании: «…Это ведь не со мной происходит, а с ним…» Желательно, чтобы для вас и других значимых людей из окружения ребенка тоже нашлись роли в вашей сказке. Выбор зависит исключительно от пристрастий ребенка. 

Главный герой в конце всегда более сильный, положительный, умелый, опытный, даже если вначале он был неудачником, сомневающимся, растерянным, букой или с другими недостатками. Даже детки с патологической агрессией всегда (если их об этом вслух не спрашивать) хотят играть роль положительных героев, тем самым, стремясь быть хорошим ребенком.

Конец сказки:

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. Герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. 

В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе.


Когда сказка «работает», или Теория оптимизма

Язык сказки подобран правильно:

- если она написана или выдумана при помощи языка души, а не с целью застыдить, напугать, проучить, доказать свою правоту;  

- если она написана аналогиями и метафорами (то есть образами) - дискомфорт и беспокойство ребенок ощущает благодаря чувствам. Чувства ребенка (а именно их призвана менять сказка) «записываются» в правом полушарии мозга. Для того чтобы они изменились, нужно говорить на «чувственном» языке;

- если тон этих сказок исключительно повествовательный, то есть сам рассказчик никогда не является ни участником, ни свидетелем истории. Рассказ ведется от третьего лица. Отсюда ребенок делает вывод о непричастности взрослого к этой поучительной истории и поэтому спокойно слушает, верит, делает выводы и не подозревает, что история рассказывается специально для него и о нем;

- если рассказчик внимательно наблюдает за мордашкой слушателя и меняет сюжет в зависимости от его реакции (иногда малыш может сам добавлять факты в сценарий).

Ребенок чувствует, что взрослый его принимает, то есть он на его стороне, значит он (взрослый) его любит . Ребенок понимает, что взрослый вник в его проблемы, а значит, не так уж от него отличается, можно рассчитывать, что он найдет правильный выход.


Когда правильно подобран подходящий момент
Сказка должна быть рассказана от души для конкретного малыша. Этот вид общения требует полной внутренней гармонии и умения получать удовольствие от своей роли.

Необходимо выбрать момент, когда у взрослого самого нет внутреннего беспокойства и когда малыш готов слушать (обычно это время, когда малыш привык находиться в спокойном состоянии - перед вечерним, дневным сном, во время длительной поездки, во время сидения на ручках, в любую другую тихую минутку).


Когда сказку пишет человек, понимающий ребенка
Самое главное, нужно быть уверенным, что именно вы можете сейчас помочь малышу разобраться и что именно ваша сказка имеет целебные свойства.


Когда сказка – не единственная радость, доступная малышу в детстве

То есть у него в достатке теплый эмоциональный контакт с родителями, попросту – ласка.

Политика мамы и папы совпадает во всех основных вопросах воспитания и уклада жизни.

Ребенку в семье доверяют, верят в его силы, уважают его самостоятельность, не злоупотребляют своим авторитетом и не окружают гиперопекой (обычно детки паникующих и слишком впечатлительных родителей наделены множеством фобий и совершенно не верят в собственные силы).

Если кроме сказок малыш имеет массу возможностей «прорабатывать» и оттачивать новые навыки и знания в форме игры и творчества.

Кроме того, чтобы сказка «заработала», нужно помнить и о банальных вещах, описанных на стендах детских поликлиник: соблюдать режим дня, высыпаться, давать ребенку адекватную физическую нагрузку, больше гулять на свежем воздухе, полноценно питаться, не допускать нервно-психической перегрузки ребенка, стараться оберегать его от травмирующих впечатлений (фильмов-ужасов, сцен насилия по телевидению, в новостях). 
Наоборот, надо создавать у ребенка оптимистичный взгляд на жизнь, то есть побольше положительных эмоций.
Все сказки по большому счету приводят к тому, что малыш становится сильнее не за счет чьей-то уступки, благосклонности или внешнего изменения ситуации, а за счет того, что он нашел силы в себе посмотреть на проблему иначе. Со временем активный слушатель сказок понимает, что он – хозяин своей жизни. Хозяином жизни быть хорошо: тогда ты подчиняешь свою судьбу, а не сам ей подчиняешься. Мы не говорим ребенку таких взрослых и непонятных фраз, но он понимает это из наших сказок, если сказка и в повседневной жизни будет находить подтверждение в ваших поступках.


Бабушкины сказки
Обычно бабушки беспокоятся о своих внуках больше, чем сами родители. Хорошо ли они кушают, как они спят, все ли в порядке у них со здоровьем. Никто не умеет так хорошо, интересно рассказывать сказки, как это умеют делать бабушки. Бабушкины сказки помогают создать ритуал приема пищи или отхода ко сну, когда ребенок успокаивается и постепенно засыпает, слушая тихий рассказ. Так сложно бывает научить маленького «нехочуху» есть определенные виды пищи и уговорить его побыстрее уснуть. Вот здесь и выручают эти волшебные истории. Кроме того, сказки, рассказы приобщают детей с раннего возраста к культуре, прививают нравственные ценности, дают возможность выплеснуть негативные эмоции, такие как гнев или страх, вместо того, чтобы копить их в себе. Любимые сказки могут в будущем стать основой жизненного сценария, пути, которому будет следовать человек.

Педагог Л.Стрелкова: «Воспитывать и развивать только по сказкам невозможно, поскольку каждый ребенок неповторимо индивидуален; воспитывать и развивать без сказок неразумно - никто не в силах превзойти мудрость народов, мудрость тысячелетий; воспитывать и развивать с помощью сказок, с опорой на сказку, с учетом мирового опыта - значит не повторять типичных и подчас опасных ошибок, значит, экономить время и силы».

Подготовила Наталья АЛЕКСАНДРОВА


 
Текст сообщения*
 
27.03.2024 12:37:00 Олимпийский успех

В Самаре прошла межрегиональная олимпиада по английскому языку среди школьников

07.03.2024 09:57:00 Кадровый вопрос

Профориентация помогает в выборе профессии и решает задачи государства

29.02.2024 11:49:00 За парты сели родители

В Отрадном прошел Единый государственный экзамен для родителей

31.01.2024 10:59:00 Галина Руденко: "Я применяю эвристическое обучение"

«РТ» встретилась с победителем окружного этапа конкурса «Учитель года» Галиной Руденко

31.01.2024 10:58:00 Учителем года на окружном конкурсе стала педагог из гимназии

За выход в финал боролись 11 человек из Отрадного, Кинель-Черкасского и Богатовского районов