1022_157_small.gif


Политика и власть

Субсидии свяжут с эффективностью

20.12.2012 14:22:00

На заседании областного правительства была представлена методика субсидирования муниципалитетов из регионального бюджета. Местные власти смогут рассчитывать на финансовую помощь только при достижении ряда определенных критериев.


Четкие критерии

О необходимости выделения так называемых стимулирующих субсидий на основе достигнутых местными властями социально-экономических показателей ранее неоднократно заявлял губернатор Николай Меркушкин. По мнению главы региона, подобный механизм выделения помощи позволит активизировать деятельность муниципальной власти, повысит ее роль в экономическом развитии территорий.

Во исполнение поручения губернатора министерство управления финансами разработало методику и порядок предоставления субсидий местным бюджетам с учетом выполнения ими показателей социально-экономического развития. Как пояснил в ходе заседания правительства руководитель управления бюджетной политики и мониторинга местных бюджетов Минфина Алексей Александров, в 2013 году по новой методике будет распределено 2,7 млрд рублей, в 2014 4 млрд рублей. «Это принципиально новый для Самарской области элемент межбюджетных отношений, так называемые стимулирующие субсидии. Министерством управления финансов была проведена предварительная работа по согласованию проекта с заинтересованными органами власти. Были проведены пять выездных семинаров-совещаний с представителями муниципальных образований», - пояснил он.

Работа местных властей будет оцениваться по 14 критериям, часть показателей будет применяться ко всем муниципалитетам, некоторые, относящиеся к сельскохозяйственной отрасли, только к районам. Так, например, в список критериев будут включены объем промышленных товаров, произведенных в муниципалитете, темпы роста заработной платы, уровень безработицы, объем собственных доходов местного бюджета, уровень просроченной кредиторской задолженности, внебюджетные инвестиции и оборот розничной торговли. Кроме того, будет учитываться доля реализованной алкогольной продукции, произведенной в Самарской области, в общем объеме проданного алкоголя, площадь введенного жилья и установка приборов учета в жилом фонде. К этому перечню в муниципальных районах добавится ряд сельскохозяйственных показателей: объем закупок молока и скота, поголовье коров и валовый сбор зерна.


Помощь в работе

Достигнутые результаты по 7 показателям будут учитываться ежемесячно, по оставшимся - ежеквартально и по итогам года. При этом Минфин планирует каждый месяц обнародовать итоги распределения субсидий. «Мы предполагаем, что внедрение данной системы в конечном итоге приведет не только к увеличению финансовых ресурсов в муниципальном образовании, но и ускорит социально-экономическое развитие территории», - говорит Александров. При этом он не исключает, что в систему распределения средств могут быть внесены изменения, в случае возникновения проблем в ходе апробирования методики.

«Система новая, и раньше никогда финансовая помощь не увязывалась с такими, может быть, даже неожиданными для многих показателями, - пояснил он. - Сейчас, может, не все руководители муниципалитетов до конца понимают, каким образом они могут оказывать влияние на те или иные показатели и процессы. Но такая практика существует уже в других субъектах Федерации. Сейчас мы изучаем опыт работы и будем сообщать муниципалитетам, каким образом действовать».

Изучив представленную методику, врио министра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Александр Ларионов поинтересовался, регламентируется ли целевое использование предоставляемых субсидий. Алексей Александров ответил, что стимулирующие субсидии муниципалитеты могут использовать на решение наиболее актуальных для них задач. «При введении системы у нас не было задачи сильно ограничить муниципальные образования в использовании этих средств. А была задача сделать хороший красивый пряник для того, чтобы заставить муниципалитеты их использовать. Поэтому предусмотрено использование этих субсидий на любые вопросы местного значения, прописанные в 131 федеральном законе. Это дополнительная финансовая помощь муниципалитетам», - сообщил чиновник.

«Главы городов и районов должны понимать, что эти средства должны идти не на плановые расходные обязательства, например, такие как выплата заработной платы, а тратиться исключительно на развитие муниципалитета», - уточнил вице-губернатор Александр Нефедов.


Задачи для решения

Опрошенные «ВК» руководители муниципалитетов позитивно оценили разработанное правительством нововведение, отмечая при этом и некоторые сложности, с которыми им придется столкнуться.

«Уже сама декларация понятных и прозрачных критериев позволяет руководителям на местах, и нам в том числе, планировать и проводить свою работу в системе общих координат и приоритетов развития региона, - говорит мэр Тольятти Сергей Андреев. - Уже сейчас в Тольятти мы видим, с какими критериями у нас не должно возникнуть никаких проблем, а по каким мы можем серьезно «просесть». К тому же показатели по некоторым критериям зависят не только от усилий городских властей, но и от руководителей коммерческих предприятий. Одним из проблемных пунктов для нас является площадь введенного жилья. За несколько последних лет в городе сложилась непростая ситуация, связанная с отсутствием свободных участков для комплексной застройки. В то же время мы понимаем, что «точечная» застройка чревата большим социальным напряжением. Но мы ведем серьезную работу для разрешения этих вопросов».

Глава Красноярского района Владимир Моглячев настроен на активную работу и намерен привлечь к ней всех своих подчиненных. «Думаю, что нормативы, установленные правительством, вполне объективны, главное - работать. К тому же будет вестись постоянный мониторинг, возможна и переоценка этих показателей, - сообщил он. - Мы уже готовимся к работе в новом режиме, планируем провести повышение квалификации для сотрудников администрации. Об этом договариваемся с университетами. На мой взгляд, выполнение нормативов зависит в первую очередь от предпринимателей и людей, а не от администрации. Наша функция - объяснить, а потом проверить. Но ведь и предприниматели должны понимать - не будешь работать, сам же и не получишь субсидий».

Глава Отрадного Нина Вишнякова отмечает, что хотя выполнения ряда показателей будет довольно сложно добиться, но определенные правила выделения средств позволят четко выстраивать работу в муниципалитете. «Критерии для нас очень напряженные, и их особенность в том, что они в основном зависят от динамики показателей. А ее достичь сложно, если по какому-то показателю у тебя уже есть определенные достижения. Сложно достичь показателей по промышленному производству, по инвестициям. На эту сферу мы влияем опосредованно. Но эти показатели будут настраивать муниципалитеты на то, чтобы прилагать все усилия, не создавать препятствий в вопросах привлечения бизнеса, развития производств, - говорит она. - Сам подобный механизм выделения средств выстраивает систему нашей работы для получения средств. А раньше мы просили на определенные нужды средства, доказывали, что у нас есть проект, который надо реализовывать. Кто хорошо попросил, кто больше ходит, умеет лоббировать, тот и получал средства. На мой взгляд, пусть лучше будут сложные критерии, но они будут понятны и определенны».

Александр Нефедов, вице-губернатор Самарской области:

- Данный механизм выделения субсидий на территории региона мы вводим впервые. Всем руководителям на местах необходимо понять, что это стимулирующая надбавка. И она должна идти не на плановые расходные обязательства, например выплату заработной платы, а тратиться исключительно на развитие муниципалитета. Механизм выплаты стимулирующих субсидий будет отрабатываться. Посмотрим, какие итоги будут показаны за первый квартал 2013 года, и в случае необходимости внесем изменения в методику распределения средств. Но в целом, я полагаю, эффект от реализации этой нормы будет только положительным.

Александр Дроботов, депутат Самарской губернской думы:

- Сама постановка вопроса о подобном механизме выделения субсидий говорит о том, что губернатор заинтересован в работе муниципалитетов не на формальные отчеты, а на реальные действия. Выбраны очень адекватные показатели. Почти все эти факторы так или иначе упираются в коррупционный фактор, хотя напрямую это направление и не указано в критериях. Так, например, ввод жилья зависит от того, не ставится ли строителям лишних преград в работе. Или уровень безработицы. Этот показатель зависит от создания благоприятной среды для работы бизнес-структур. Уже сейчас мы знаем примеры, когда в одном районе бизнесу совершенно невозможно существовать, а в другом предпринимателям оказывается всяческая помощь.  

Ольга Гальчинская, Наталья Крайнова, "Волжская коммуна" от 12.12.2012


 
Текст сообщения*
 
17.04.2024 11:20:00 И вновь акцент на профилактику

В администрации города состоялось заседание антинаркотической комиссии

11.04.2024 14:54:00 По ходу движения

Дороги делают более безопасными

11.04.2024 14:50:00 По запросам бойцов

Самарцы доставили очередной гуманитарный груз в зону СВО

03.04.2024 14:28:00 Как идет ремонт гимназии "Гармония"

Выездное совещание УКС прошло в гимназии «Гармония» 28 марта с участием ЦМТО

03.04.2024 13:44:00 Глава города поздравил юбиляров

На совещании с руководителями городских служб глава города поздравил с юбилеем Александра Целогородцева и Николая Бышкина