1022_157_small.gif


Политика и власть

60 лет "Поехали!"

15.04.2021 14:33:00

   Неофициальным, но, безусловно, высоким статусом космической столицы страны Самара гордится несколько десятилетий. У этого бренда много составляющих. Формировать его помогали и двигателестроители. Именно в Куйбышеве с 1957 года выпускали серийные ракетные двигатели конструкции Валентина Глушко РД-107 и РД-108, которые подняли ракету Юрия Гагарина. Именно в Куйбышеве Дмитрий Козлов стал ведущим конструктором ракетыносителя Р-7 - знаменитой «семерки». Именно в Куйбышеве Николай Кузнецов создал свой знаменитый «лунный» НК-33.

   Так случилось, что с космонавтикой и авиацией история Куйбышева, а затем и Самары связана неразрывно. Решение о размещении в нашем городе производств, связанных с ракетостроением, было принято в конце 50-х годов прошлого века.
   Сейчас предприятия ракетно-космического кластера региона продолжают выпускать уникальную продукцию, наращивать оборонную и технологическую мощь страны. Абсолютно все двигатели, когда-либо поднимавшие в космос отечественные ракеты типа Р-7, собраны здесь, на ПАО «ОДК-Кузнецов».
   Запуски ракет-носителей с двигателями РД-107А/РД-108А осуществляются с четырех космодромов: Байконур (Казахстан), Плесецк и Восточный (Россия), Куру (Французская Гвиана).
   После заводских стапелей все без исключения двигатели проходят огневые испытания. Они получают те же нагрузки и работают на тех же компонентах, что и на космодроме при реальном запуске. Тестирование проводят на испытательном комплексе «Винтай» - обособленном подразделении «ОДК-Кузнецов», что неподалеку от поселка Прибрежный. На днях журналистам «ВК» посчастливилось наблюдать за «боевым крещением» двигателя.
   На этот раз тестировали двигатель РД-107А. Испытания успешно прошли на втором - «наклонном» стенде, где буквально на днях произвели уже шеститысячный пуск.
   - Сначала вы услышите троекратный звуковой сигнал к началу испытаний, - пояснил руководитель обособленного подразделения «Винтай» Владимир Карповский. - Потом увидите густой пар, пойдет вода, затем вспыхнет огонь. Будет громко. До 12-й секунды двигатель будет выходить на основной режим работы, после чего мы услышим звук, похожий на сильный хлопок, и вот тогда станет очень громко. Общая длительность запуска составит 60 секунд.
   Но даже после подробного инструктажа впечатления от увиденного и услышанного превзошли все ожидания. Необычное сочетание страха, восторга и гордости, вызванных невероятным зрелищем. Страх перед огромной, мощной волной звука и открытого огня. Восторг от величия изобретательской мысли и осознания того, что эта стихия создана человеком. Гордость за свою страну, за свой город.
   - Непосредственно испытаниями на стенде управляет один человек - ведущий инженер. Кроме него никто не имеет права вмешиваться в процесс. Это очень тонкая, во многом интуитивная, но при этом высококвалифицированная работа для испытателя, - подчеркнул Карповский. - Главная его задача вне испытаний - правильно и в надлежащей форме содержать все стендовые системы. Они должны работать безукоризненно. Испытатель настраивает системы под себя и отвечает за все, что происходит в момент пуска. Кстати, испытателей в вузах не готовят. Необходимые знания и навыки люди получают с годами, работая на площадке.
   На «Винтае» два испытательных стенда. Главный был запущен в эксплуатацию в 1961 году. До того момента двигатели, в том числе «гагаринские», испытывались в подмосковных Химках. Второй стенд начал работу в 1963-м.
   В течение последних двух лет на «Винтае» ведут серьезную реконструкцию. Например, это коснулось хранения газовых компонентов. Вместо устаревшего оборудования теперь здесь стоят две современные колонны, где накапливаются кислород и азот, необходимые для проведения испытаний. Обновляют и другие структурные элементы комплекса.
   После испытательного комплекса группа журналистов посетила подразделения предприятия, где производят ракетные двигатели. Кроме некоторых производственных корпусов и технологических процессов мы увидели ряд знаковых мест, которые напоминают об уникальной истории завода.
   Например, в цехе окончательной сборки ракетных двигателей находится площадка, с которой в 1963 году перед рабочими завода выступали Юрий Гагарин и Герман Титов. Они приезжали, чтобы познакомиться с коллективом, который обеспечил надежность дебютного полета на орбиту. Сейчас о том событии напоминает портрет Гагарина и памятная табличка. А вдоль центрального прохода в цех находится галерея с фотографиями всех советских и российских космонавтов.
   12 апреля - не просто напоминание о былой победе. Это символическая точка отсчета, движение от которой продолжается и сейчас. Отечественная космическая отрасль и сегодня активно развивается. По инициативе губернатора Дмитрия Азарова создан научно-образовательный центр «Инженерия будущего», который получил статус мирового уровня. Главная задача - объединить науку и реальный сектор экономики. Сейчас НОЦ вместе с партнерами, среди которых и «ОДК-Кузнецов», активно развивает перспективную идею: создать в Самаре центр коммерческого космоса и центр космических экспериментов.

   На «Винтае» два испытательных стенда. Главный был запущен в эксплуатацию в 1961 году. До того момента двигатели, в том числе «гагаринские», испытывались в подмосковных Химках. Второй стенд начал работу в 1963-м

Анна Прохорова


 
Текст сообщения*
 
25.04.2024 11:08:00 Расчет окончить

Глава региона добился пересмотра газовых тарифов

24.04.2024 10:47:00 О новых возможностях для участников СВО и их семей

В клубе «Надежный тыл» представители администрации встретились с женами и матерями участников СВО

17.04.2024 11:20:00 И вновь акцент на профилактику

В администрации города состоялось заседание антинаркотической комиссии

11.04.2024 14:54:00 По ходу движения

Дороги делают более безопасными

11.04.2024 14:50:00 По запросам бойцов

Самарцы доставили очередной гуманитарный груз в зону СВО