1022_157_small.gif


Экономика и Бизнес

Водолазы «Самаранефтегаз»: уйти в работу с головой

05.11.2019 19:19:00

    Наши нефтяники хорошо работают не только на суше, но и под водой.

    Многие сотни километров нефтяных коммуникаций проходят по степным равнинам и холмам Самарской области. При этом десятки километров трубопроводов проложены по дну рек и озер. Но, независимо от места нахождения, все нефтяные артерии в одинаковой степени требуют к себе внимания и заботы. Для устранения перебоев с транспортировкой черного золота в АО «Самаранефтегаз» существует цех ликвидации аварий и их последствий (ЦЛАП), а одно из его подразделений можно назвать уникальным. Это бригада водолазных работ – единственная на весь «Самаранефтегаз».
    Водолазная служба ЦЛАП была создана в 2007 году. Раньше нефтяники в случае необходимости привлекали к подводным работам сторонние организации, однако это приводило к снижению оперативности в устранении порывов, и в итоге от сторонних услуг решили отказаться. Создавал бригаду водолазных работ старший мастер Иван Геннадьевич Клишин, который возглавляет подразделение по сей день. Он окончил Московскую школу водолазов, получив специальность мастера­водолаза, кроме того, имеет высшее техническое образование по нефтяному профилю. Вместе с ним коллектив «подводной» бригады насчитывает шесть человек ­ водолазный специалист Артем Александрович Поляков, ведущий специалист Андрей Николаевич Евсейцев, водолазы 1, 2 и 3 класса (соответственно) Михаил Аркадьевич Иванов, Сергей Васильевич Ваганов и Александр Борисович Развезев. Некоторые из них освоили подводное дело во время службы в армии. Базируется водолазная бригада в поселке Мирный.
    Техническое оснащение подразделения находится на высоком уровне. Автомобиль «Соболь», резиновые лодки, два катера, мобильный водолазный комплекс на базе КамАЗа, в котором имеется компрессор для заправки баллонов воздухом, грунторазмывочный агрегат, наборы инструментов и разное вспомогательное оборудование для подводных работ. Кстати, баллоны заправляются обычно по утрам, так как в эти часы воздух более чистый и свежий. Что касается личной экипировки, то у водолазов есть комплекты летних и зимних костюмов из непромокаемой ткани и такие же полусапожки­боты, баллоны с воздухом, дыхательные шланги и редукторы, пояса­утяжелители с массивными свинцовыми грузами. Еще одна обязательная принадлежность – длинные страховочные веревки.
    Помимо опыта и знаний, водолаз должен иметь отличное здоровье, как у летчика, и быть крепким физически, потому что работать под водой тяжело. Судите сами: экипировка весит порядка 40 кг, плюс инструменты, которые необходимо брать с собой, плюс сопротивление воды, которая затрудняет любое движение, особенно на быстром течении. Дополнительную нагрузку дает и сам процесс дыхания. Ведь на земле человек дышит естественным образом, не задумываясь, а в акваланге надо прилагать усилия при каждом вдохе и выдохе, иначе воздух из баллона не будет поступать. Словом, физические нагрузки большие: один час поработал, а ощущение, будто все это время мешки с песком таскал. Чтобы отчасти понять и оценить степень усилий, читатели могут провести над собой эксперимент – походить минут 15­-20 по пояс в воде бассейна или реки.
    Главная задача водолазной бригады ­ оперативная ликвидация порывов, а также регулярное обследование находящихся на дне рек и озер трубопроводов, которые на профессиональном языке называются водными переходами. Как говорит старший мастер И.Г.Клишин, в год обследуется более 100 таких переходов. Также водолазы проводят проверку качества работ, выполненных подрядчиками при строительстве подводной части нефтяных коммуникаций. Еще одна обязанность – подготовка планов ликвидации порывов, то есть расчет сил и средств, необходимых для устранения аварийной ситуации. В планах отражаются все данные по каждому подводному объекту: место расположения, ширина водоема, скорость течения, наличие зарослей на берегу, глубина залегания трубопроводов и иные сведения.
    Процесс ликвидации делится на наводную и подводную части. Сначала ведущий специалист проводит геодезические работы – «отбивает» береговые точки водного перехода и выполняет еще ряд действий. Затем к делу приступают водолазы. В зависимости от вида работ, глубины и других условий они берут с собой необходимый инструмент и оборудование: гаечные ключи, герметизирующую муфту (хомут, по­простому), кувалду, подводный толщиномер и прочее.
    Работать под водой приходится буквально вслепую, поскольку видимость в наших озерах и реках практически нулевая. Это в Турции море прозрачное, как в бассейне, и можно любоваться подводными красотами, рыбками и прочими кораллами. А у нас в мутной воде и «облаках» донного ила водолазы ощупывают пальцами трубу метр за метром в поисках места порыва. Найти его – самая сложная задача, так как прокачка продукции по трубопроводу в это время не ведется, и точка выхода нефти не видна. Также труднее отыскать маленькое отверстие, нежели большое, особенно, если «дырка» находится в нижней части трубы, закрытой донным илом. В таких случаях применяется специальный грунторазмывочный агрегат – с берега мотопомпа подает по шлангу воду под высоким давлением, и струя размывает донный грунт. Затем водолазы опять же наощупь накладывают герметизирующее устройство, завинчивают гайки ключами.
    Количество подводных погружений на каждом объекте зависит от сложности работ. Иногда достаточно одного спуска, иногда приходится «нырять» несколько раз подряд. Глубина погружений тоже разная: в одних местах она составляет полтора метра, в других доходит до 25 метров, и это в наших водоемах максимальная глубина. Труднее всего работать на мелководье, так как снаряжение, инструменты и другое оборудование висит на водолазе, увеличивая тяжесть, а на глубине все предметы частично «теряют» свой вес, облегчая движения. Зимой, по словам И.Г.Клишина, выполнять работу значительно проще, чем в другие времена года. Дело здесь отнюдь не в зимней прозрачности воды, потому что при осмотре труб все равно ил поднимется со дна, сведя к нулю видимость. Просто со льда работать удобнее: сделал прорубь и пошел на глубину. Поэтому плановые обследования трубопроводов на больших реках и озерах стараются проводить зимой.
    В год водолазы ЦЛАП проводят под водой не менее 50 часов. Конечно, это не означает, что столько времени они тратят непременно на ликвидацию порывов и осмотр трубопроводов. Причина кроется в ином. Согласно нормативам водолаз должен провести под водой не менее 50 часов в год, иначе теряется его квалификация. Поэтому при нехватке часов проводятся дополнительные тренировочные спуски под воду. То же самое касается повышения профессиональной квалификации. Водолаз 3­го класса обязан набрать определенное количество «подводных» часов, чтобы получить право на присвоение 2­-го, а затем и 1­-го класса. И еще один «норматив» в водолазном деле является главным: количество погружений в воду всегда должно равняться количеству подъемов.

Алексей ТОПОРКОВ, фото из архива водолазной бригады


 
Текст сообщения*
 
29.03.2024 08:52:00 Неделя креативного бизнеса пройдёт в Самаре

Заявки принимаются до 15 апреля

28.03.2024 13:47:00 Конкурс нефтяников-профессионалов

В Отрадном прошел локальный этап смотра-конкурса «Лучший по профессии»

14.03.2024 14:30:00 Электронная подпись - онлайн

Новый сервис ФНС

11.03.2024 18:26:00 Бизнес по франшизе

Предприниматели Самарской области смогут выбрать проверенную франшизу на платформе МСП.РФ