Общество и культура
Источник сил - её величество музыка
09.01.2025 11:08:00
Ирина Ивановна Зюльманова. Заслуженный работник культуры РСФСР. Почетный гражданин Отрадного. Ее имя внесено в историко-культурную энциклопедию Самарского края. Заслуги Ирины Ивановны отмечены многими наградами. Среди них орден Дружбы и орден Почета, Почетный знак губернатора Самарской области «За труд во благо Земли Самарской», почетная грамота Президента РФ В.В.Путина. Она победитель самой престижной региональной акции «Народное признание». На излете декабря И.И.Зюльманова отметила юбилей.
Сегодня Ирина Ивановна на заслуженном отдыхе. Она его действительно заслужила, проработав 62 года и 59 из них возглавляя Детскую школу искусств, которая под ее руководством вошла в число пятидесяти лучших школ России. Однажды «РТ» написала об И.И.Зюльмановой как о человеке, живущем по совету Эпикура тихо, но впечатляюще продуктивно по степени влияния на социум. И с этим согласились наши читатели.
Детство
Ирина, в девичестве Воскиварова, родилась в Куйбышеве. Все тогда жили вровень. Скромно. В коммуналках. Но большинство родителей из последних сил хотели вытолкнуть своих детей в лучшую жизнь, дав им не только школьное образование, но приобщив к музыке, театру, танцу.
Ориентиром служила, несмотря на все потрясения, интеллигенция, с радостью делившаяся своими талантами и знаниями. Этим светом и озарили Ирину ее педагоги из первой музыкальной школы Куйбышева.
Ирина родилась в семье хирургической медсестры и заведующего отделом областного почтамта. Внимания ей и младшей в семье Людмиле родители уделяли много. Уже в четыре года Ира читала. Да так хорошо, что в садике детишки, усевшись вокруг нее, с раскрытыми ртами слушали выразительные сказки о Дюймовочке, Иване-царевиче, Василисе Премудрой в исполнении Ирины.
Семилетней она увидела жестокие лики всенародного бедствия: война опалила. Отец Иван Семенович ушел на фронт, а мама Анна Сергеевна подолгу не возвращалась из госпиталя. На Ирину легли домашние хлопоты: надо после школы и дрова принести, и голландку истопить, и обед приготовить, и карточки отоварить, и позаниматься. Но обстоятельства только усилили тягу к музыке, перед которой она преклонялась.
«Среди нас было особым шиком сходить на премьеру «Демона» или «Князя Игоря», услышать Святослава Рихтера или Александра Вертинского», - вспоминала Ирина Ивановна в одном из своих интервью «Рабочей трибуне».
Возможно, музыкальный ген передался от отца, который играл на мандолине. Еще – мощный эмоциональный заряд, эстетическое наслаждение от оперы, балета, филармонических концертов. И, конечно, обучение у выпускников Московской и Ленинградской консерваторий, выросших в лоне дореволюционной культуры. «Это - полубоги, которые воспитывали не внушениями, а личностной сутью, - говорила Ирина Ивановна.- Революция оставила их без материальных благ, но не лишила духовности. Влияние школьных педагогов на наше формирование - настолько тонкие и глубинные материи, что их никакими мероприятиями нельзя организовать».
На скромные заработки родители сразу не могли купить пианино, и девочка занималась в школе. Потом появился в доме старинный инструмент, взятый напрокат. Позже представилась возможность играть на своем фортепиано. А училась Ирина блестяще: из выпускниц школы лишь двоих – ее и еще одну девочку - педагог порекомендовал принять в музыкальное училище без экзаменов. Однако профессия музыканта не из числа надежных. И мама посоветовала окончить среднюю школу и уже потом определиться с профессией. Так Ирина стала студенткой педагогического института.
Вечный двигатель познания
Ирина Воскиварова и Игорь Зюльманов были связаны дружбой со школьной скамьи. Удивительная синхронность душ: у обоих за внешней сдержанностью кроется «вечный двигатель» познания самых разных граней жизни.
В детстве и юности они исследовали областную жемчужину – Жигулевские горы, преодолевая на весельных лодках Волгу у Рождествено. Наверное, оттуда родом страсть к путешествиям: позже Зюльмановы побывали на горных вершинах Алтая, Северного Кавказа, Саян, Памира.
Они поженились будучи студентами-четверокурсниками. Когда Игоря Евгеньевича в 1958 году распределили в Отрадный, то Зюльмановы перебрались сюда с полуторагодовалым сыном на руках и несколькими ящиками книг – библиотекой, подаренной молодой семье отцом Ирины Ивановны. Жили в комнате при музыкальной школе, где из мебели были кровать с панцирной сеткой, колыбель и сооруженный из деревянных упаковок книжный стеллаж.
В том же 1958 году Ирина Ивановна стала преподавателем Отрадненской музыкальной школы, с 1961 года - директором. Поступила в музыкальное училище: произошло то, что предвидела ее педагог в музыкальной школе, огорченная в 1953 году решением Ирины не поступать после семилетки в музучилище. «Попомни мое слово, ты станешь музыкантом», - сказала она тогда.
Со свойственной ей увлеченностью Ирина Ивановна с головой ушла в работу и находила понимание у руководителей нефтяной отрасли города - Д.А.Такоева, А.З.Шефера. И в эволюции музыкального образования, шире – культурной жизни горожан – во многом ее заслуга.
- Директор школы искусств – это не должность, а способ существования, поглощающий тебя всего без остатка, - говорила Ирина Ивановна «РТ». - Работа в этой сфере и сложна, и ответственна. Одна из многих задач руководителя – разглядеть божью искру в ребенке. Те, кто в детстве соприкоснулся с искусством, смогут работать в любой отрасли, потому что приучены много и упорно трудиться. Наши преподаватели, как и все творческие люди, эмоциональны и впечатлительны, у них много идей, и к каждому должен быть чуткий подход – это тоже задача руководителя. Директор должен чувствовать как пульс коллектива, так и общества. Только в этом случае возможно соответствие работы школы требованиям времени и задачам сохранения и развития культуры.
Стиль жизни: будущее через призму прошлого
Самое красивое здание центра города - бывшего горкома КПСС - уже много лет принадлежит детям. Сейчас здесь завершается капитальный ремонт. А в 1991 году решением совета народных депутатов оно было передано под музыкальную школу (с 1992 года Детская школа искусств). С этого момента начался новый виток в истории развития учреждения: появились большой и малый концертные залы, тридцать учебных классов, библиотека с читальным залом, видеотека и фильмотека, при поддержке администрации и нефтяников были приобретены в дополнение к имеющимся новые музыкальные инструменты, костюмы.
Тогда столь добротная база многим руководителям разве что во сне могла привидеться. И Ирина Ивановна мечтала о ней, именно этому человеку удалось убедить город, что для выхода школы на более высокий уровень обучения детей и приобщения отрадненцев к высокой музыке нужны соответствующие условия. А коль скоро обстоятельства позволяют сделать это практически безболезненно, разумно передать детям лучшее здание в центре города.
Но в этом казенном здании не хватало души. Ее надо было вдохнуть.
И тогда Ирина Ивановна, прежде чем решиться на очередную школьную новизну, анализирует идею, взвесив все «за» и «против», выходит с выношенным планом к коллегам. В этой идее гармонично сочетались открытость будущему и стремление сохранить испытанное временем. Так было с популярными «Рождественскими вечерами».
Нашлись преграды? Найдутся и силы!
Шел 1992 год. То было коварное и дурное время, когда остервенело топтались проверенные временем идеалы: путч, развал государства. У руля страны, как заметил классик еще в 19 веке, - «хмельное, блудное племя». Остановленные предприятия, безработица, задержка зарплат…
И педагоги школы искусств, выйдя из отпусков, в которые уходили без отпускных, насторожились перед предложением Ирины Ивановны: нужна горожанам отдушина, и она возможна через предновогодние «Рождественские вечера». Сопротивлялись и руководители творческих коллективов. Противники приводили вроде бы весомые доводы – от невозможности подготовить добротную программу за столь короткий срок до того, что не придут зрители.
Но надо знать Зюльманову: она, если убеждена в правильности курса, то, как бы ни был тернист путь, преодолеет преграды и добьется востребованного жизнью. Такова она и в малом, и в большом. Нашлись преграды? Найдутся и силы!
Тогда пять не повторяющих друг друга программ прошли при полном аншлаге под аплодисменты благодарных зрителей. Всякий раз перед началом действа Ирина Ивановна, поздравляя публику, раскрывала смысл вечеров. И надо было видеть одухотворенные лица людей и юных музыкантов, расходившихся по домам теми студеными декабрьскими вечерами, будто из сказки возвращавшихся в неуютную российскую действительность: пусть чуточку, но более уверенными в своих силах.
Результат есть!
С той поры минуло более 30 лет. И жители привыкли, что допоздна из окон ДШИ льется музыка, слышны хор и голоса солистов.
Отрадненская музыкальная школа была открыта в 1957 году, тогда в ней у пяти педагогов обучались игре на фортепиано и баяне 50 ребятишек. К моменту выхода на пенсию И.И.Зюльмановой в ДШИ на восьми отделениях учились 790 детей. Плодотворно работали 22 творческих коллектива, пять из которых имели звание «Образцовый художественный коллектив»: оркестр русских народных инструментов «Русский сувенир», ансамбли русских народных инструментов «Родничок» и «Веселинка» - руководитель Г. Бердникова, эстрадный оркестр «Тон-Джаз» - руководитель Ю.Башкиров, хореографический ансамбль народно-сценического танца «Росинка» - руководители З.Верховцева и А.Старухина.
Каждый десятый отрадненец учился в музыкальной школе. Свыше четырехсот из них избрали искусство своей профессией. Среди них заслуженный артист РФ В.Фонин, сестры Стерликовы и Печатниковы, И.Рябова, Д.Шульпина, Л.Лобачева и братья Бердышевы. С детьми работали 40 преподавателей, из них 27 - в прошлом выпускники школы. Их профессионализм подтвержден международными и всероссийскими конкурсами: тому свидетельство - свыше двухсот ежегодных наград.
- Я люблю результат, а он есть. Блестящие ученики, прекрасный педагогический коллектив, работа всего персонала нацелена на то, чтобы школа сохранила и преумножила свои сильные позиции в воспитании детей, в областном масштабе - авторитет инновационного центра в обучении воспитанников искусствам и как учреждение, пропагандирующее музыкальную, хореографическую, художественную культуру. Это моя жизнь. Бывало трудно, но я приучила себя не отступать. Собственно, это характерно для нашего поколения, выросшего в войну. А мой источник сил – ее величество музыка.
Подготовлено по материалам «Рабочей трибуны» разных лет
Сегодня Ирина Ивановна на заслуженном отдыхе. Она его действительно заслужила, проработав 62 года и 59 из них возглавляя Детскую школу искусств, которая под ее руководством вошла в число пятидесяти лучших школ России. Однажды «РТ» написала об И.И.Зюльмановой как о человеке, живущем по совету Эпикура тихо, но впечатляюще продуктивно по степени влияния на социум. И с этим согласились наши читатели.
Детство
Ирина, в девичестве Воскиварова, родилась в Куйбышеве. Все тогда жили вровень. Скромно. В коммуналках. Но большинство родителей из последних сил хотели вытолкнуть своих детей в лучшую жизнь, дав им не только школьное образование, но приобщив к музыке, театру, танцу.
Ориентиром служила, несмотря на все потрясения, интеллигенция, с радостью делившаяся своими талантами и знаниями. Этим светом и озарили Ирину ее педагоги из первой музыкальной школы Куйбышева.
Ирина родилась в семье хирургической медсестры и заведующего отделом областного почтамта. Внимания ей и младшей в семье Людмиле родители уделяли много. Уже в четыре года Ира читала. Да так хорошо, что в садике детишки, усевшись вокруг нее, с раскрытыми ртами слушали выразительные сказки о Дюймовочке, Иване-царевиче, Василисе Премудрой в исполнении Ирины.
Семилетней она увидела жестокие лики всенародного бедствия: война опалила. Отец Иван Семенович ушел на фронт, а мама Анна Сергеевна подолгу не возвращалась из госпиталя. На Ирину легли домашние хлопоты: надо после школы и дрова принести, и голландку истопить, и обед приготовить, и карточки отоварить, и позаниматься. Но обстоятельства только усилили тягу к музыке, перед которой она преклонялась.
«Среди нас было особым шиком сходить на премьеру «Демона» или «Князя Игоря», услышать Святослава Рихтера или Александра Вертинского», - вспоминала Ирина Ивановна в одном из своих интервью «Рабочей трибуне».
Возможно, музыкальный ген передался от отца, который играл на мандолине. Еще – мощный эмоциональный заряд, эстетическое наслаждение от оперы, балета, филармонических концертов. И, конечно, обучение у выпускников Московской и Ленинградской консерваторий, выросших в лоне дореволюционной культуры. «Это - полубоги, которые воспитывали не внушениями, а личностной сутью, - говорила Ирина Ивановна.- Революция оставила их без материальных благ, но не лишила духовности. Влияние школьных педагогов на наше формирование - настолько тонкие и глубинные материи, что их никакими мероприятиями нельзя организовать».
На скромные заработки родители сразу не могли купить пианино, и девочка занималась в школе. Потом появился в доме старинный инструмент, взятый напрокат. Позже представилась возможность играть на своем фортепиано. А училась Ирина блестяще: из выпускниц школы лишь двоих – ее и еще одну девочку - педагог порекомендовал принять в музыкальное училище без экзаменов. Однако профессия музыканта не из числа надежных. И мама посоветовала окончить среднюю школу и уже потом определиться с профессией. Так Ирина стала студенткой педагогического института.
Вечный двигатель познания
Ирина Воскиварова и Игорь Зюльманов были связаны дружбой со школьной скамьи. Удивительная синхронность душ: у обоих за внешней сдержанностью кроется «вечный двигатель» познания самых разных граней жизни.
В детстве и юности они исследовали областную жемчужину – Жигулевские горы, преодолевая на весельных лодках Волгу у Рождествено. Наверное, оттуда родом страсть к путешествиям: позже Зюльмановы побывали на горных вершинах Алтая, Северного Кавказа, Саян, Памира.
Они поженились будучи студентами-четверокурсниками. Когда Игоря Евгеньевича в 1958 году распределили в Отрадный, то Зюльмановы перебрались сюда с полуторагодовалым сыном на руках и несколькими ящиками книг – библиотекой, подаренной молодой семье отцом Ирины Ивановны. Жили в комнате при музыкальной школе, где из мебели были кровать с панцирной сеткой, колыбель и сооруженный из деревянных упаковок книжный стеллаж.
В том же 1958 году Ирина Ивановна стала преподавателем Отрадненской музыкальной школы, с 1961 года - директором. Поступила в музыкальное училище: произошло то, что предвидела ее педагог в музыкальной школе, огорченная в 1953 году решением Ирины не поступать после семилетки в музучилище. «Попомни мое слово, ты станешь музыкантом», - сказала она тогда.
Со свойственной ей увлеченностью Ирина Ивановна с головой ушла в работу и находила понимание у руководителей нефтяной отрасли города - Д.А.Такоева, А.З.Шефера. И в эволюции музыкального образования, шире – культурной жизни горожан – во многом ее заслуга.
- Директор школы искусств – это не должность, а способ существования, поглощающий тебя всего без остатка, - говорила Ирина Ивановна «РТ». - Работа в этой сфере и сложна, и ответственна. Одна из многих задач руководителя – разглядеть божью искру в ребенке. Те, кто в детстве соприкоснулся с искусством, смогут работать в любой отрасли, потому что приучены много и упорно трудиться. Наши преподаватели, как и все творческие люди, эмоциональны и впечатлительны, у них много идей, и к каждому должен быть чуткий подход – это тоже задача руководителя. Директор должен чувствовать как пульс коллектива, так и общества. Только в этом случае возможно соответствие работы школы требованиям времени и задачам сохранения и развития культуры.
Стиль жизни: будущее через призму прошлого
Самое красивое здание центра города - бывшего горкома КПСС - уже много лет принадлежит детям. Сейчас здесь завершается капитальный ремонт. А в 1991 году решением совета народных депутатов оно было передано под музыкальную школу (с 1992 года Детская школа искусств). С этого момента начался новый виток в истории развития учреждения: появились большой и малый концертные залы, тридцать учебных классов, библиотека с читальным залом, видеотека и фильмотека, при поддержке администрации и нефтяников были приобретены в дополнение к имеющимся новые музыкальные инструменты, костюмы.
Тогда столь добротная база многим руководителям разве что во сне могла привидеться. И Ирина Ивановна мечтала о ней, именно этому человеку удалось убедить город, что для выхода школы на более высокий уровень обучения детей и приобщения отрадненцев к высокой музыке нужны соответствующие условия. А коль скоро обстоятельства позволяют сделать это практически безболезненно, разумно передать детям лучшее здание в центре города.
Но в этом казенном здании не хватало души. Ее надо было вдохнуть.
И тогда Ирина Ивановна, прежде чем решиться на очередную школьную новизну, анализирует идею, взвесив все «за» и «против», выходит с выношенным планом к коллегам. В этой идее гармонично сочетались открытость будущему и стремление сохранить испытанное временем. Так было с популярными «Рождественскими вечерами».
Нашлись преграды? Найдутся и силы!
Шел 1992 год. То было коварное и дурное время, когда остервенело топтались проверенные временем идеалы: путч, развал государства. У руля страны, как заметил классик еще в 19 веке, - «хмельное, блудное племя». Остановленные предприятия, безработица, задержка зарплат…
И педагоги школы искусств, выйдя из отпусков, в которые уходили без отпускных, насторожились перед предложением Ирины Ивановны: нужна горожанам отдушина, и она возможна через предновогодние «Рождественские вечера». Сопротивлялись и руководители творческих коллективов. Противники приводили вроде бы весомые доводы – от невозможности подготовить добротную программу за столь короткий срок до того, что не придут зрители.
Но надо знать Зюльманову: она, если убеждена в правильности курса, то, как бы ни был тернист путь, преодолеет преграды и добьется востребованного жизнью. Такова она и в малом, и в большом. Нашлись преграды? Найдутся и силы!
Тогда пять не повторяющих друг друга программ прошли при полном аншлаге под аплодисменты благодарных зрителей. Всякий раз перед началом действа Ирина Ивановна, поздравляя публику, раскрывала смысл вечеров. И надо было видеть одухотворенные лица людей и юных музыкантов, расходившихся по домам теми студеными декабрьскими вечерами, будто из сказки возвращавшихся в неуютную российскую действительность: пусть чуточку, но более уверенными в своих силах.
Результат есть!
С той поры минуло более 30 лет. И жители привыкли, что допоздна из окон ДШИ льется музыка, слышны хор и голоса солистов.
Отрадненская музыкальная школа была открыта в 1957 году, тогда в ней у пяти педагогов обучались игре на фортепиано и баяне 50 ребятишек. К моменту выхода на пенсию И.И.Зюльмановой в ДШИ на восьми отделениях учились 790 детей. Плодотворно работали 22 творческих коллектива, пять из которых имели звание «Образцовый художественный коллектив»: оркестр русских народных инструментов «Русский сувенир», ансамбли русских народных инструментов «Родничок» и «Веселинка» - руководитель Г. Бердникова, эстрадный оркестр «Тон-Джаз» - руководитель Ю.Башкиров, хореографический ансамбль народно-сценического танца «Росинка» - руководители З.Верховцева и А.Старухина.
Каждый десятый отрадненец учился в музыкальной школе. Свыше четырехсот из них избрали искусство своей профессией. Среди них заслуженный артист РФ В.Фонин, сестры Стерликовы и Печатниковы, И.Рябова, Д.Шульпина, Л.Лобачева и братья Бердышевы. С детьми работали 40 преподавателей, из них 27 - в прошлом выпускники школы. Их профессионализм подтвержден международными и всероссийскими конкурсами: тому свидетельство - свыше двухсот ежегодных наград.
- Я люблю результат, а он есть. Блестящие ученики, прекрасный педагогический коллектив, работа всего персонала нацелена на то, чтобы школа сохранила и преумножила свои сильные позиции в воспитании детей, в областном масштабе - авторитет инновационного центра в обучении воспитанников искусствам и как учреждение, пропагандирующее музыкальную, хореографическую, художественную культуру. Это моя жизнь. Бывало трудно, но я приучила себя не отступать. Собственно, это характерно для нашего поколения, выросшего в войну. А мой источник сил – ее величество музыка.
Подготовлено по материалам «Рабочей трибуны» разных лет
15.01.2025 10:37:00
ЗАГС подытожил год
В 2024 году отрадненским отделом ЗАГС зарегистрировано 1897 актов гражданского состояния
15.01.2025 09:05:00
Альфа значит первый
14 января исполнилось полгода со дня гибели на боевом задании нашего земляка Евгения Андриянова
09.01.2025 11:43:00
Благотворительный спектакль собрал 660 тысяч рублей
На сцене ДК «Россия» прошла премьера спектакля «Давным давно в городе О...»