Общество и культура
Исполнилось 80 лет со дня гибели летчика Сергея Иванова
30.10.2024 13:27:00
80 лет назад, 30 октября 1944 года, в небе над землей, где сегодня стоит наш город Отрадный, произошла трагедия: разбился самолет «Ил-2», на котором летел командир 3-ей эскадрильи 5 Запасного авиаполка Сергей Степанович Иванов. О том, как это было, в 2004 году следопытам рассказал ветеран 5 ЗАПа, авиамеханик Ф.Г.Омельченко, а материалы в «РТ» предоставила комиссар группы «Поиск-35» Зоя Ивановна Голубева.
«Рано утром 30 октября 1944 года с комэска (командир эскадрильи - прим. автора) С.С. Ивановым мы вылетели с аэродрома с. Черновка в Куйбышев (Смышляевку), где должны были получить новый «Ил-2» и вернуться в полк.
Прибыли на авиазавод. После необходимых процедур получили документацию и самолет.
Перед отлетом в полк пошли в столовую: командир эскадрильи – в офицерскую, а я – в солдатскую. В нашей столовой было много народа. Я задерживался. Только сел за стол, а в дверях появился комэска С.С. Иванов. Увидев, что я еще не пообедал, он крикнул: «Ну, я лечу на новом, а ты вернешься с кем-нибудь из наших». Я остался.
А через 2 часа по рации на завод сообщили, что самолет, на котором летел командир эскадрильи Иванов, разбился в районе железной дороги между Мухановым и Черновкой. Причиной катастрофы стали неисправности в самолете. Это был, к сожалению, далеко не единственный случай: на авиазаводе за станками стояли женщины и подростки. Настоящих специалистов было мало: ушли на фронт.
Через два дня мы хоронили командира эскадрильи С.С.Иванова. Митинг был коротким: шла война, надо было работать. На траурном митинге выступили командир 5 ЗАПа А.Н.Беляев, комиссар Ф. Боженков, комсорг полка С.С. Заяц. Друзья–однополчане поклялись отомстить врагу за гибель командира.
Холмик земли. Автоматный залп. Цветов не было. Их тогда просто вообще не было».
Вот так не стало хорошего человека и замечательного летчика, командира 3-ей эскадрильи 5 ЗАПа Сергея Степановича Иванова.
Боевой летчик С.С. Иванов принимал участие в боях на фронтах Великой Отечественной, был награжден орденом Красной Звезды, получил орден Боевого Красного Знамени за участие в Сталинградской битве, уцелел в этой страшной кровавой мясорубке, в этом аду. А здесь, где потом, через десять лет после Победы, начнут строить Отрадный, где в те годы была только степь, прочерченная железной дорогой, и ни одна вражеская пуля, ни один снаряд и случайно не пролетали, здесь командир запасной авиационной эскадрильи 5 ЗАПа погиб, не дожив до Победы. Обидно. И кроме короткого слова «судьба» здесь ничего не скажешь.
Но летчики не умирают. Они просто становятся небом.
Это сказал военный летчик, мушкетер неба, французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. А он знал, что говорил: однажды он тоже не вернулся с боевого задания…
История гибели командира 3-ей эскадрильи 5 Запасного авиаполка I Штурмовой авиабригады С.С. Иванова имела продолжение. В 1980 году на экраны страны вышел 2-серийный фильм «Особо важное задание». Основанный на подлинных фактах, он рассказывал о работе 18-го Куйбышевского авиазавода, выпускающего в годы Великой Отечественной войны знаменитые «Илы».
В фильм вошел эпизод гибели командира эскадрильи С.С. Иванова. Возможно, вы помните этот фильм и потрясший всех эпизод. Разбивается, не долетев до полка, самолет «Ил-2», только что полученный на авиазаводе. Найден и виновник, парнишка из ФЗО, слесарь, который не докрутил какую-то гайку, что и стало причиной катастрофы. Он уже арестован и знает, что ожидает его по законам военного времени.
Худенький, в спецовке не по размеру, в растоптанных кирзовых сапогах, шмыгая носом, вытирая рукавом слезы и сопли и все же пытаясь держаться солидно: рабочая косточка! – подросток лет 14-15 предстает перед комиссией, в которой высокое руководство завода, представители комитета обороны, армии, сотрудники НКВД. Преступление налицо. И возмущение всех объяснимо: война. Председатель Государственного комитета обороны И.Сталин бомбит руководство завода телеграммами: «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной армии теперь как воздух, как хлеб…» А здесь вдруг такая потеря: новенький самолет падает менее чем в 90 километрах от завода.
И вдруг этот «преступник», мальчишка, говорит: «Я знаю, что по закону военного времени… Только вот сначала нате, возьмите» - и вытаскивает из кармана медаль «За трудовую доблесть», которую ему вручили за несколько дней до катастрофы. Медаль блестела на грязной от въевшегося машинного масла ручонке – награда за непосильный труд, за выработанные 300% за смену, за бессонные ночи в цеху, у станка, за холодное, голодное военное детство.
И комиссия растерялась. «Виновник» совсем еще зеленый пацан – и уже орденоносец. Неизвестно, что сыграло свою роль: эта медаль, ходатайство цеха, делающее упор на то, что специалистов и так мало, или то обстоятельство, что шел уже конец 1944-го и мы гнали фашистов на запад… По рассказам наших ветеранов, парнишка не пострадал. Он так и остался работать на Куйбышевском авиазаводе.
«А вот летчика С.С. Иванова не стало. 36 лет спустя мы узнали об этом и, благодаря ветеранам 5 ЗАПа, установили место захоронения командира 3-ей эскадрильи. Чуть позже поставили памятник. А к 65-летию Победы с вашей помощью, дорогие отрадненцы, мы поставили новые памятники. Один из них – на могиле Сергея Степановича Иванова», - вспоминает комиссар группы «Поиск-35» Зоя Ивановна Голубева.
30 октября 2024 года исполнилось 80 лет со дня гибели героя.
В Отрадном в районе крушения самолета - на фасаде железнодорожного вокзала - установлена мемориальная доска С.С.Иванову, на кладбище с. Черновка - памятник. А в 2023 году на улице Пионерской торжественно открыли рябиновую аллею памяти лётчика Сергея Иванова, погибшего в годы Великой Отечественной войны.
30 октября, в день гибели летчика Иванова на рябиновой аллее по ул. Отрадной состоится митинг памяти.
***
31 октября в 14:00 пройдет митинг и возложение цветов к мемориальной доске на железнодорожном вокзале.
«Рано утром 30 октября 1944 года с комэска (командир эскадрильи - прим. автора) С.С. Ивановым мы вылетели с аэродрома с. Черновка в Куйбышев (Смышляевку), где должны были получить новый «Ил-2» и вернуться в полк.
Прибыли на авиазавод. После необходимых процедур получили документацию и самолет.
Перед отлетом в полк пошли в столовую: командир эскадрильи – в офицерскую, а я – в солдатскую. В нашей столовой было много народа. Я задерживался. Только сел за стол, а в дверях появился комэска С.С. Иванов. Увидев, что я еще не пообедал, он крикнул: «Ну, я лечу на новом, а ты вернешься с кем-нибудь из наших». Я остался.
А через 2 часа по рации на завод сообщили, что самолет, на котором летел командир эскадрильи Иванов, разбился в районе железной дороги между Мухановым и Черновкой. Причиной катастрофы стали неисправности в самолете. Это был, к сожалению, далеко не единственный случай: на авиазаводе за станками стояли женщины и подростки. Настоящих специалистов было мало: ушли на фронт.
Через два дня мы хоронили командира эскадрильи С.С.Иванова. Митинг был коротким: шла война, надо было работать. На траурном митинге выступили командир 5 ЗАПа А.Н.Беляев, комиссар Ф. Боженков, комсорг полка С.С. Заяц. Друзья–однополчане поклялись отомстить врагу за гибель командира.
Холмик земли. Автоматный залп. Цветов не было. Их тогда просто вообще не было».
Вот так не стало хорошего человека и замечательного летчика, командира 3-ей эскадрильи 5 ЗАПа Сергея Степановича Иванова.
Боевой летчик С.С. Иванов принимал участие в боях на фронтах Великой Отечественной, был награжден орденом Красной Звезды, получил орден Боевого Красного Знамени за участие в Сталинградской битве, уцелел в этой страшной кровавой мясорубке, в этом аду. А здесь, где потом, через десять лет после Победы, начнут строить Отрадный, где в те годы была только степь, прочерченная железной дорогой, и ни одна вражеская пуля, ни один снаряд и случайно не пролетали, здесь командир запасной авиационной эскадрильи 5 ЗАПа погиб, не дожив до Победы. Обидно. И кроме короткого слова «судьба» здесь ничего не скажешь.
Но летчики не умирают. Они просто становятся небом.
Это сказал военный летчик, мушкетер неба, французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. А он знал, что говорил: однажды он тоже не вернулся с боевого задания…
История гибели командира 3-ей эскадрильи 5 Запасного авиаполка I Штурмовой авиабригады С.С. Иванова имела продолжение. В 1980 году на экраны страны вышел 2-серийный фильм «Особо важное задание». Основанный на подлинных фактах, он рассказывал о работе 18-го Куйбышевского авиазавода, выпускающего в годы Великой Отечественной войны знаменитые «Илы».
В фильм вошел эпизод гибели командира эскадрильи С.С. Иванова. Возможно, вы помните этот фильм и потрясший всех эпизод. Разбивается, не долетев до полка, самолет «Ил-2», только что полученный на авиазаводе. Найден и виновник, парнишка из ФЗО, слесарь, который не докрутил какую-то гайку, что и стало причиной катастрофы. Он уже арестован и знает, что ожидает его по законам военного времени.
Худенький, в спецовке не по размеру, в растоптанных кирзовых сапогах, шмыгая носом, вытирая рукавом слезы и сопли и все же пытаясь держаться солидно: рабочая косточка! – подросток лет 14-15 предстает перед комиссией, в которой высокое руководство завода, представители комитета обороны, армии, сотрудники НКВД. Преступление налицо. И возмущение всех объяснимо: война. Председатель Государственного комитета обороны И.Сталин бомбит руководство завода телеграммами: «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной армии теперь как воздух, как хлеб…» А здесь вдруг такая потеря: новенький самолет падает менее чем в 90 километрах от завода.
И вдруг этот «преступник», мальчишка, говорит: «Я знаю, что по закону военного времени… Только вот сначала нате, возьмите» - и вытаскивает из кармана медаль «За трудовую доблесть», которую ему вручили за несколько дней до катастрофы. Медаль блестела на грязной от въевшегося машинного масла ручонке – награда за непосильный труд, за выработанные 300% за смену, за бессонные ночи в цеху, у станка, за холодное, голодное военное детство.
И комиссия растерялась. «Виновник» совсем еще зеленый пацан – и уже орденоносец. Неизвестно, что сыграло свою роль: эта медаль, ходатайство цеха, делающее упор на то, что специалистов и так мало, или то обстоятельство, что шел уже конец 1944-го и мы гнали фашистов на запад… По рассказам наших ветеранов, парнишка не пострадал. Он так и остался работать на Куйбышевском авиазаводе.
«А вот летчика С.С. Иванова не стало. 36 лет спустя мы узнали об этом и, благодаря ветеранам 5 ЗАПа, установили место захоронения командира 3-ей эскадрильи. Чуть позже поставили памятник. А к 65-летию Победы с вашей помощью, дорогие отрадненцы, мы поставили новые памятники. Один из них – на могиле Сергея Степановича Иванова», - вспоминает комиссар группы «Поиск-35» Зоя Ивановна Голубева.
30 октября 2024 года исполнилось 80 лет со дня гибели героя.
В Отрадном в районе крушения самолета - на фасаде железнодорожного вокзала - установлена мемориальная доска С.С.Иванову, на кладбище с. Черновка - памятник. А в 2023 году на улице Пионерской торжественно открыли рябиновую аллею памяти лётчика Сергея Иванова, погибшего в годы Великой Отечественной войны.
30 октября, в день гибели летчика Иванова на рябиновой аллее по ул. Отрадной состоится митинг памяти.
***
31 октября в 14:00 пройдет митинг и возложение цветов к мемориальной доске на железнодорожном вокзале.
31.10.2024 11:14:00
Нефтяники помогают орнитологам
«Роснефть» продолжает научное исследование птиц Самарской области, занесенных в Красную книгу
30.10.2024 13:37:00
Памяти поэта Николая Кавкаева
22 октября 2024 года ушел из жизни поэт Николай Герасимович Кавкаев
30.10.2024 13:27:00
Исполнилось 80 лет со дня гибели летчика Сергея Иванова
Об этом рассказывает З.И.Голубева
30.10.2024 11:11:00
Поздравили водителей нашего города
Торжественное мероприятие прошло в администрации города
24.10.2024 13:52:00
Евгения Дмитриева: "Не пройду мимо, если кому-то нужна помощь"
Больше 20 лет назад в Отрадном был создан Совет работающей молодежи