1022_157_small.gif

 

Май 2013

Предыдущий месяц       Следующий месяц Предыдущий год   |   Следующий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Общество и культура

Через всю войну

08.05.2013 12:42:00

Михаил Герасимович Абрамов одним из первых принял бой, когда в 4 утра 22 июня 1941 года враг стал форсировать реку Буг на западном участке нашей границы. Победу солдат Абрамов застал в мае 45-го в г.Бреслау, в боевых действиях за который отличилось его соединение.


На границе

Все дальше становится от нас Великая Отечественная война, все меньше остается тех, кто воевал, реже вспоминают они о своих военных дорогах. Кого-то подводит память, а кто-то просто не хочет и не может даже в мыслях возвращаться в те суровые дни. Тем ценнее рассказы немногих, кто пережил и выжил всем смертям назло.

Михаил Герасимович Абрамов родился 15 ноября 1918 года в деревне Андреевка Пензенской области. Работал в совхозе бригадиром по выращиванию крупного рогатого скота. В 1940-м был призван в армию в пограничные войска в Западную Белоруссию.

«Нашу границу нарушали во все времена, - вспоминает Михаил Герасимович, - кто-то заходил на чужую территорию с целью получения разведданных, кто-то промышлял контрабандой».

Погранотряд, где служил Абрамов, контролировал территорию в 5-6 км. Точную численность бойцов знали лишь командиры, остальным было не положено – военная тайна.

Приходилось стоять в карауле, обходить свой участок дозором. Пограничники должны быть очень внимательными, ведь при охране границы важна любая мелочь: где-то примята трава, сломана ветка. Любую хитрость противника нужно было разгадать и пресечь. К примеру, на дороге отпечатались коровьи следы. Только внимательный человек сможет понять, что это не корова забрела так далеко от пастбища, а переобутый в специальную обувь шпион. Нарушителей отлавливали и отправляли в особый отдел.


Первый бой

Там же, на границе, 22-летний Михаил встретил войну. Под г.Юхновом, на реке Буг он принял первый бой.

«О том, что начнется война, мы догадывались, – вспоминает Михаил Герасимович. - Стало появляться больше нарушителей, а ведь в те времена границу охраняли очень серьезно и основательно. Все было строго. Дисциплина была военная, настоящая.

Мне было 22 года, когда началась война, самый хороший возраст. Трудно было. 22 июня в 4 утра немцы стали форсировать реку, началась бомбежка с воздуха. Даже наше начальство не сразу поняло, что это война. Попытались связаться с Москвой – нет связи, нарушили фрицы. Нас поставили защищать границу, приказали стоять насмерть. Бомбежка, взрывы. Начальнику отряда звоним – он не в курсе. Звоним в Белосток – начальство все эвакуировалось. Пришлось принять бой. Страшнее всего было убивать живых людей. Мы держались, как могли. Потом пришло подкрепление, и нас сменили. Приказали отступить».


Сталинградская битва

После боя на границе солдата отправили в Подмосковье. В Подольске из пограничников создали полк. В течение недели была сформирована дивизия из 12 тыс. солдат. В солдаты набирали из военных училищ, призывников и добровольцев.

В телячьих вагонах (теплушках) повезли на фронт. Куда именно - известно было лишь командирам, для остальных – военная тайна. Поначалу приехали в Воронеж. Только выгрузились, приказ: по вагонам. И под Сталинград.

Михаил Герасимович провоевал всю Сталинградскую битву.

Немцы яростно рвались к Волге, но нашим доблестным воинам нечеловеческими усилиями удалось окружить вражескую группировку в количестве 300 тыс.человек. Настоящая битва шла тогда за каждый дом, каждую высотку. Утром высотку взяли, вечером – откатились назад. Так и воевали с переменным успехом, не щадя жизни. «В таких условиях и проявляется истинная натура человека», - вспоминает Михаил Абрамов.

В пылу боя потерял он как-то свою саперную лопатку, а фрицы бомбить начали. Беда, окоп вырыть бы, да не чем. Попросил у соседа, который уже в траншее сидел, да тот пожадничал, не дал. Делать нечего, пришлось ползти, от осколков спасаться. Страшно было – слов нет. Едва укрытие нашел, как заметил, что бомба прямиком в окоп того солдата и попала. Недаром говорят: «Господь, он все видит».


Незаметный подвиг связиста

На фронте Михаил Герасимович был связистом. Без связи, как известно, ни одна война не обходится. Первые идут связисты, прокладывают кабель, устанавливают командный пункт. Как-то в ноябре связист Абрамов вместе с другими солдатами перешел вплавь реку, чтобы провести связь к новому командному пункту. Одежда застыла колом от мороза, а костры зажигать нельзя, пришлось терпеть. Чудом не заболел. Приходилось Абрамову и в одиночку прокладывать связь в тылу врага. Сутки сидел он тогда перед постами немцев один на один с телефоном, пока подкрепление не подошло. « Приказ есть приказ. Воинский долг исполнять надо, ничего не поделаешь», – говорит Михаил Герасимович.

Приходилось ему и связь под пулями и взрывами восстанавливать (с собой тяжелая катушка с проводом, автомат), и много стрелять.

Один Бог знает, как живым остался. Свое первое ранение связист Абрамов получил 5 декабря 1941 года, касательное ранение малого таза. Второе пулевое ранение - 7 октября 1941 г. Были и другие. В его ноге до сих пор минные осколки.


Конец войне

После Сталинграда Михаил Герасимович воевал на 1 Белорусском и Донском фронтах, был командиром отделения. Войну закончил в Бреслау.

Бои за Бреслау велись между войсками немецкой группы армий «Центр» и частями 1-го Украинского фронта под командованием маршала Конева. При этом по обе стороны фронта противостояли 17-я немецкая армия и советские 3-я Гвардейская танковая под командованием маршала Павла Рыбалко и 6-я армии.

Крепость Бреслау имела боеспособный резерв как минимум в 45 000 человек, состоявший из специалистов военных заводов и предприятий, а также годных к воинской службе членов национал-социалистических структур и организаций. К более боеспособным подразделениям относились части вермахта. После яростных боев 6 мая 1945 г. немцы капитулировали.

Несмотря на окончание войны, демобилизоваться Абрамов смог лишь 17 июля 1945 г.

За боевые заслуги он награжден медалью Жукова, медалями «За победу над Германией», «За оборону Сталинграда», «За отвагу», орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1 степени.


За мирный труд

После войны Михаил Герасимович вернулся к мирной жизни. Поначалу работал в Пензе страховым агентом почтовой связи, затем оператором на нефтепромыслах в Средней Азии (г. Джалалабад).

В 1953 году приехал в Отрадный. До выхода на пенсию в 1984 году работал в НГДУ «Первомайнефть» оператором на нефтепромыслах. За трудовые успехи М.Г. Абрамов награжден орденом Ленина.

Пройдя такой долгий боевой путь, Михаил Герасимович не жалеет ни о чем. Он гордится своим поколением, для которого не было ничего важнее, чем любить и защищать свою Родину. Не по приказу, а по велению сердца.