1022_157_small.gif


Образование

«Возвращение к творческому началу»

16.10.2014 14:22:00

В декабре 2013 года Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию дал поручение разработать модель проведения итогового сочинения в 11 классе. Об этом рассказала «РТ» заместитель директора по науке, учитель русского языка и литературы школы № 10 Ольга Усталкова. 



      - Это был ответ на инициативу президента Русского общественного фонда  Александра Солженицына Наталии Солженицыной. По ее мнению, сочинение позволит проверить широту кругозора выпускника, умение мыслить и доказывать свою позицию,опираясь  на произведения отечественной и мировой литературы: «Сочинение на литературном материале, которое будут писать выпускники…, – важный шаг на пути к возрождению отечественного гуманитарного школьного образования, без которого не мыслится жизнеспособность нашего общества. В сочинении должны проявиться не только итоги обучения в школе, но и личностная зрелость выпускника, способного рассуждать на жизненно важные темы с опорой на самостоятельно выбранные литературные произведения».
        Предложение Н.Солженицыной поддержали представители педагогической науки, средств массовой информации, федеральных органов государственной власти в сфере образования. «Сочинение противостоит идее ЕГЭ, это – важный момент возвращения к творческому началу», - считает член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации, учитель русского языка и литературы из г. Москвы Сергей Волков. Профессор Сергей Зинин, один из разработчиков критериев оценки сочинения, так прокомментировал суть решаемой задачи: «Сочинение, взявшее на себя функцию допуска к итоговой государственной аттестации, является формой «предъявления» себя, своих образовательных достижений обществу». Советник Президента Российской Федерации Владимир Толстой констатирует: «Мы все время говорим о том, что необходимо облегчить условия детям, родителям, учителям, но ведь основная наша цель состоит в том, чтобы люди прочитали курс литературы,  без этого мы получаем косноязычных, не умеющих выражать свои мысли детей».
      Итак, начиная с 2014-2015 учебного года, в первую среду декабря (в этом году 3 декабря) одиннадцатиклассники в обязательном порядке пишут итоговое сочинение, которое является допуском к государственной итоговой аттестации. (Итоговое изложение вправе писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды.) Результатом работы будет «зачет» или «незачет», который  заносится в аттестат вместе с названием темы. К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».
        Сочинение оценивается по пяти критериям: критерий №1 «Соответствие теме», критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала», критерий №3 «Композиция», критерий №4 «Качество речи», критерий №5 «Грамотность». Критерии №1 и №2 являются основными.Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
        Обучающиеся, получившие за итоговое сочинение (изложение) неудовлетворительный результат или пропустившие итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине,  в  первую среду февраля (04.02.2014) и мая (06.05. 2014) имеют  возможность пересдачи. Обучающимся, получившим повторно «незачет» за итоговое сочинение (изложение) в дополнительные сроки, предоставляется право доступа к  написанию сочинения (изложения) и ЕГЭ не ранее чем через год.
       Ежегодно не позднее 1 сентября будут определяться  открытые тематические направления итогового сочинения, которые публикуются на сайтах ФИПИ, Министерства образования и науки Российской Федерации, Рособрнадзора и официальном портале единого государственного экзамена. В этом учебном году заявлены следующие  5 тематических направлений:
      1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
      Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
       2. Вопросы, заданные человечеству войной.
       Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне.
       3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе
       Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
        4. Спор поколений: вместе и врозь
        Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п..
       5. Чем люди живы?
       Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия.
       Затем в рамках указанных тематических направлений итогового сочинения разрабатываются конкретные темы, раскрытие которых предполагает обязательную опору на произведения русской и мировой литературы. Перечень тем сочинений является закрытым и скомплектован по часовым поясам. Иными словами, вскрытие пакета с  темами  будет осуществляться непосредственно на экзамене, а до этого пакеты хранятся в Министерстве образования и науки Самарской области в помещении, исключающем доступ посторонних лиц и  обеспечивающем сохранность перечня тем. В школу пакет будет доставлен в день проведения итогового сочинения.
        Экзаменационный комплект  включает 5 тем  из закрытого перечня (по одной теме на каждое общее тематическое направление).Выпускник должен сам  выбрать  только одну из предложенных  тем и написать  сочинение (рекомендуемый объем не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4)).
        При этом выпускник должен сформулировать  свою точку зрения (тезис) и аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по  выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
      При составлении тем сочинений используются не узко заданные формулировки, а опирающиеся на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.    Литературоцентричность выпускного сочинения обусловлена традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
         Писать итоговое сочинение (изложение) выпускники будут в своих школах. На всю работу отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Текстами произведений на экзамене  пользоваться нельзя, зато разрешается  принести орфографический словарь. После экзамена работы выпускников сразу же сканируются в специальных пунктах и направляются в единую базу данных. Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание осуществляется комиссией школы с правом привлечения к проверке независимых экспертов. Результаты должны быть объявлены не позднее чем через неделю с даты сканирования.
         Сканированные копии сочинений, а также сведения об обучающихся, выполнивших работу, сохраняются в федеральной и региональной информационных  системах в течение 4 лет с возможностью обеспечения доступа к ним вузов. Результаты итогового сочинения выпускник вправе представить по своему желанию в качестве индивидуального достижения при приеме в те  вузы, которые решат учитывать эту форму экзамена (что объявлено в их правилах приема).В таком случае вуз запросит из базы данных сочинение абитуриента и оценит его самостоятельно по собственным критериям, имея право начислить до 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ.
        По желанию итоговое сочинение могут писать выпускники прошлых лет с целью представления его результатов в вузы.
      По распоряжению Министерства образования и  науки Самарской области 30 октября 2014 года учащиеся 11 классов нашей  области будут писать  «пробное» сочинение.


 
Текст сообщения*
 
27.03.2024 12:37:00 Олимпийский успех

В Самаре прошла межрегиональная олимпиада по английскому языку среди школьников

07.03.2024 09:57:00 Кадровый вопрос

Профориентация помогает в выборе профессии и решает задачи государства

29.02.2024 11:49:00 За парты сели родители

В Отрадном прошел Единый государственный экзамен для родителей

31.01.2024 10:59:00 Галина Руденко: "Я применяю эвристическое обучение"

«РТ» встретилась с победителем окружного этапа конкурса «Учитель года» Галиной Руденко

31.01.2024 10:58:00 Учителем года на окружном конкурсе стала педагог из гимназии

За выход в финал боролись 11 человек из Отрадного, Кинель-Черкасского и Богатовского районов