1022_157_small.gif


Общество и культура

«Не 41-й. Прорвемся!»

09.01.2021 19:59:00

    Уходит 2020 год. Год боли и бед, волнений и тревог за своих близких, год всемирного разгула заразы под кодовым названием «cоvid-19». Но те, кто запустил этот вирус, – один черт! – просчитались.

Отложенный юбилей
    В память моего народа, русского, советского, российского, этот год войдет, прежде всего, как год 75-летия Великой Победы. Распустившийся буйным цветом к весне «ковид» сорвал всемирное шествие «Бессмертного полка»: мы не шли с портретами своих дедов и отцов, победителей, по улицам городов. Но, ох, обожаю мой народ за принятие самых нестандартных решений: Бессмертный полк прошел по нашим домам, окнам, по воде и по небу – по нашим душам. И не только. 9 Мая портреты наших героических предков были выставлены буквально в каждом окне, закреплены над калитками и воротами частных домов (над воротами моего дома висело 5 портретов). И даже те самые пацаны, которые обычно расписывают стены подъездов, заборы городов и деревень «шедеврами» определенного вида лексики, известной каждому русскому человеку, на этот раз отступили от традиции, рисовали звезды и писали: «Ура!» «Победа!»
    А вечером в окнах домов зажигали свечи, свечи Памяти и благодарности тем, кто добыл эту Великую Победу ценой своей жизни.
И вопреки карантину к могилам и обелискам больших городов и полузабытых деревень несли и несли цветы.
    А 22 июня. Нате вам! Прошел военный парад «на земле, в небесах, и на море». Да, по-видимому, действительно, чем сильнее нас бьют, тем крепче мы становимся.
    Для нас, следопытов «Поиска-35», эта весна тоже была особенной: нашему отряду исполнилось 40 лет. Дата! И мы готовились к празднику. С администрацией города договорились, что в ДК «Россия» пройдет наш праздничный «Огонек». Все города и веси бывшего Советского Союза были оповещены, и вскоре начали поступать отклики с решением приехать на эту грандиозную «Встречу». Почему в кавычках? По привычке. Так в наших поисковских планах называлась одна из наших «боевых операций». Только в те годы на «Встречу» приезжали ветераны I Штурмовой авиабригады. А вот теперь настала очередь встретиться нам. Корректировались сроки отпусков, планы посещения нашего Музея боевой славы, что в родной школе № 9, поездка в Черновку к мемориалу, где лежат «наши летчики», время и место проведения неофициальных встреч. И география откликнувшихся была неслабой: Москва, Томск, Ярославль, Петербург, Тюмень, Париж, Кельн... и вся Самарская губерния. Уже складывались в папки и сбрасывались на флешки данные с воспоминаниями и фотографиями: мы решили написать книгу о нашей поисковой работе, как вдруг, словно гром с ясного неба, этакое иностранное словечко: «пандемия». А далее..... Тишина. Шок. А потом шквал звонков: «Как же это так?», «А мы уже билеты взяли», «Что вот так взять и отменить?», «Зоя Ивановна, а может, плюнем на все и встретимся?», «Ребята, ну это мрак!»...  И вдруг из далекой Сибири, которая всегда (а особенно в годы войны) отличалась собранностью, силой и мудрым спокойствием пришел звонок. Звонила моя бывшая ученица, следопыт, девочка, каких в те далекие школьные годы было принято называть «примерными», «скромными», короче «отличница» во всех смыслах этого слова. «Зоя Ивановна, - сказала она после приветствия и поздравления, - а Вам не кажется, что вирус нам специально подбросили, чтобы юбилей Победы нам сорвать. Ха! Испугали ежа…» и далее следовала известная нам, россиянам, поговорка. Ошарашенная, я молчала. Чего-чего, а из уст этой девочки я ничего подобного не ожидала. Потом, слегка оправившись от шока, сказала, что согласна с ней в той части ее монолога, где речь идет о том, что это заранее нельзя праздновать юбилеи (здесь я тяжко вздохнула: был и мой юбилей), ну а потом хоть  когда, как только представится случай, хоть через сколько.
    На том и порешили всем поисковым народом. Следующая дата была назначена: канун 9 Мая 2021 года. А там посмотрим. Действительно, напугали ежа… Ах, да, простите. Здесь лучше подойдет фраза другого следопыта, Егора Воссина, ныне офицера запаса, начальника службы безопасности одного из оборонных предприятий: «Зоя Ивановна, не волнуйтесь. Не 41-й. Прорвемся!»

«Война прошла по сердцу каждого из нас»
    Февраль 1980 года. Это дата рождения «Поиска-35». Случайная встреча с Афанасием Ивановичем Тимашковым, летчиком-истребителем, который провоевал всего 4 дня, а потом был сбит фашистским стервятником и стал инвалидом, но не покинул боевых рядов, а «провоевал» до конца войны в запасном авиаполку, стала толчком к действию, искрой, из которой родилось наше следопытское пламя, охватившее на долгие годы жизнь школы № 9.
   В «Рабочей трибуне» я уже подробно писала о том, как все начиналось. Но это был мой взгляд, взгляд руководителя «Поиска-35». А как виделось это ребятам? И вот спустя 40 лет, задумав написать книгу о нашей поисковой деятельности, я решила, что одна из последних глав будет называться «Поиск-35» в моей судьбе». Обратилась к своим следопытам. Посыпались вопросы: «А зачем?», «А как?», «Ой, да я уже многое не помню». А мой любимец Вовка К. безотказный следопыт, готовый ради нашего дела еще раз пойти на штурм Рейхстага, выдал такое: «Зоя Ивановна, хотите я вам лучше дров для вашей бани наколю? Вы же знаете, как я писал сочинения». Его последнее слово и его нытье натолкнуло меня на …… короче, я решила прибегнуть к «военной хитрости». Почти полувековой педагогический опыт привел меня к выводу: у человека в подкорке закрепляется на  всю жизнь: «Это – мой учитель, а я – ученик».
   Мне однажды в Москве было забавно смотреть, как сидящие со мной за одним столом ребята из одного серьезного подразделения силовиков именно так и смотрели на меня, как на учителя. Поэтому, прервав все «охи» и стоны, покаянные речи о том, что забыли, как пишется слово «корова», с «а» или «о», я назвала тему и сказала: «Это сочинение. Через 2 месяца сдать». Ну, а дальше все было как в школе: кто-то сдал досрочно, кто-то в срок, а кое-кто еще не написал…. И работы получились как в школе: одни – исповеди, другие – умные, взвешенные воспоминания, третьи – сплошной официоз. А чему была рада, так это тому, что «война прошла по сердцу» каждого: равнодушных не было.
    Я перебираю папки с рабочими названиями будущей книги. Они – о нашей работе. Все, как в боевом штабе: «Операции «Поиска-35». Их было 15. И каждая из них - особая жизнь, особая планета. Одни операции занимали 2-4 месяца, другие – годы, третьи – всю жизнь. И продолжаются по сей день: «Найти ветерана», «Музей Боевой славы», «Памятник», «Встреча», «Красная звезда» …
   Рассказывая о них, я обязательно буду приводить отрывки из работ следопытов, бывших 10-13 летних ребят, которым сегодня перевалило за полвека. А сегодня на вопрос «Что значил для меня «Поиск-35» отвечает Наташа Овсяник, «Наташка – Овсяшка», как звал ее «поисковый дед» С.К. Медведев. Нынче она преподаватель бухгалтерского учета одного из лицеев г. Бобруйска, что в Белоруссии, Наталья Широкова.
    - Что значил для меня «ПОИСК-35»? Я очень хорошо помню тот день. У нашего класса был урок литературы у Голубевой Зои Ивановны. Я точно знаю, что добрая половина класса не выучила стихотворение. Поэтому мы тихонько стояли у окна, гадая, пронесет или как? Когда зашли в класс, сели за парты, я заметила, что Зоя Ивановна чем-то взволнована. Ну, думаю, будет сейчас либо колонка двоек, либо «разбор полетов». Но когда Зоя Ивановна стала говорить о ветеранах, самолетах, мы притихли. Честно, я такого поворота событий не ожидала и была в каком -то замешательстве: открыть в школе музей – как-то необычно. Все перемешалось, посыпались вопросы, Зоя Ивановна стала на них отвечать. Когда стали поднимать руки, для того чтобы записаться в группу «Поиск», мне стало интересно: пойдут ли те, кто так «увлеченно» слушал. За этот поворот головы я получила выговор, но, подумав секунду, тоже подняла руку. В тот момент мне подумалось: и чем может здесь, в Отрадном, заниматься поисковая группа? Ведь здесь не было войны, не рвались снаряды, не гибли люди. Я сама по национальности белоруска. Каждое лето я отдыхала у бабушки в деревне, которая в годы войны была оккупирована немцами, и с раннего детства слушала рассказы о войне от дедушки, который воевал и в 1-ой, в 2-й Мировой войне. Часто, ходя в лес, мы находили землянки, гильзы. Но в средней полосе России какая может быть война? Придя домой, я спросила маму: «Вот мне бабушка и дедушка рассказывали о войне, о том, как было страшно и трудно, а я, когда вырасту, что буду рассказывать своим детям, ведь сейчас мир?» Мама ответила, что все в мире меняется, может, и будет, что интересное рассказать, но войны точно больше не будет. В том момент я для себя решила, что я должна быть в группе первопроходцев. Мне стало интересно, как жили люди здесь в то тяжелое военное время. Оказывается, что здесь тоже шла война, был страшный голод, гибли люди от холода и голода, от усталости и напряжения. У станков стояли, собирая самолеты, делая боеприпасы, старики и дети.
    Страшно. Теперь, спустя годы, я вернулась на свою историческую родину в Белоруссию. Волей судьбы я сразу попала на работу в колледж. И спустя год мне предложили подготовить большое мероприятие, посвященное празднику Победы. И я его подготовила. Пришли ветераны Великой Отечественной войны, были воины-афганцы. Мы подготовили лесную поляну, разожгли костер, и я рассказала студентам, преподавателям, ветеранам о том, как в годы войны голодающее Поволжье собирало, испытывало самолеты, как гибли летчики-испытатели, когда машина переставала слушаться и падала. С какими нечеловеческими силами шла борьба за Победу. Когда затихли последние слова, над импровизированной поляной стояла тишина. Слышался только щебет птиц, шум листвы и плач ветеранов.
    Да, мне было, что рассказать, так как в моей жизни был еще один близкий мне человек, Медведев Сергей Кузьмич, летчик 5 ЗАПа, один из тех, кто испытывал крылатые машины и брал Берлин. Я сейчас очень жалею о том, что я тогда мало с ним общалась. Это был удивительный Человек, Человек с большой буквы. Если бы вернуть то время... Мы бывали у него в гостях, ели кашу, которую он нам готовил, кстати, каша была очень вкусная.
У меня было в детстве столько интересного и доброго, что я иногда смотрю на свою дочь и думаю: что она будет рассказывать своим детям? Мир изменился, все стало другим, но то, что сделала Зоя Ивановна и ребята группы «ПОИСК-35», должно быть примером для всех тех, кто в этом и последующих годах сядет за школьную парту. Чтобы им было, что рассказать своим детям.

Зоя Голубева


 
Текст сообщения*
 
28.03.2024 14:14:00 Кто станет «ЭкоЛидером-2023»?

В Самарской области стартовал прием заявок на конкурс «ЭкоЛидер» по итогам 2023 г.

27.03.2024 14:16:00 Акция «Журавли» - в память о погибших в теракте

Самарская область присоединилась к акции «Журавли»

27.03.2024 14:12:00 Выбирай территорию для благоустройства

В Отрадном стартовало голосование по выбору территории для благоустройства

27.03.2024 12:44:00 Музыка для души и сердца: слушайте и смотрите

Виртуальный концертный зал в ДК «Россия» стал уникальной культурной площадкой для отрадненцев

27.03.2024 12:40:00 В гуманитарной миссии важна регулярность

С начала СВО отрадненцы беспрерывно отправляют гуманитарную помощь «за ленточку»