1022_157_small.gif


Общество и культура

Порядок – это когда тебе верят люди

12.08.2016 09:57:00

Сегодня, 10 августа, Почетному гражданину города Ивану Васильевичу Тарану исполняется 90 лет. В городском сквере перебираем с Ларисой – дочерью Ивана Васильевича – фотографии из семейного альбома. И я ловлю себя на мысли, что проживаю вместе со своими героями целую жизнь. Жизнь не простую, полную событий, порой драматичных, но вместе с тем радостных и интересных. И они крепко-накрепко связаны с судьбой города.

 


Портрет

 Но начну с фотопортрета Тарана, который хранится в архиве «РТ». Автор, Татьяна Иванова, работая на одном из мероприятий в городском музее, «поймала» в объектив фотокамеры момент в высшей степени уникальный: мы-то привыкли видеть Ивана Васильевича то горячо спорящего с оппонентом, то увлеченного дружеской беседой. Ну, есть еще парадные фотоснимки. А тут – сильная рука, опершись на трость, поддерживает высоколобую голову немало пожившего и много пережившего человека, в задумчивом взгляде которого переплелись мгновения из настоящего и прошлого.

В памяти Ивана Васильевича большая семья деда, шестнадцать детей которого хозяйствовали на земле. Один из его сыновей – Василий - стал военным ветврачом, его жена – мама Вани – была известной на селе травницей.  Но отец умер в 38-м, в самом начале войны Ивана и сестру Веру угнали немцы, а мать и еще одиннадцать родственников расстреляли  фашисты. Иван выжил только потому, что их невольническую колонну отбили советские солдаты.

Тараны часто бывали в Кировоградской области, что на Украине. Там есть  хутор-пятидворка, отделенный от  села речкой «переплюйкой», которая и воробью-то по колено. Однако изу-мительно чиста и холодна в ней вода, в лесах и по балкам много родников, а небо-то какое над кировоградщиной!  Днями – небывалой голубизны, по ночам – густо-черное, сплошь усеянное яркими звездами. Там же и могилы предков. «Красивые края, – говорит Лариса, – однако отец не вернулся туда. У него при воспоминаниях о детстве наворачиваются слезы».  Любимица отца, мыслящая и живущая, как отец, она и в наши непростые времена, мягко говоря, натянутых отношений с соседним государством, ищет и находит родственников, живущих в Кировограде, Одессе, Киеве: «наверное, зов крови».

 

Не человек для общества, а общество для человека

 За пять армейских лет Ваня не только выучился на шофера, сварщика, механика, токаря, он заодно еще окончил и комсомольско-партийную школу. После демобилизации оказался в Куйбышеве, где женился на Але (так он ласково называл супругу Алевтину Алексеевну, с которой прожил  более пятидесяти лет).  Из областного центра по комсомольской путевке, на которой Таран настоял в обкоме ВЛКСМ, молодая пара приехала на нефтяные промыслы Похвистнева.

Энергии у водителя Ивана Тарана было с лихвой: он не только в любую погоду, чаще всего по бездорожью, умело рулил техникой, но и успевал вдохновлять на дела комсомолию. Прошло каких-нибудь несколько месяцев, а семья уже получила квартиру, минуло полтора года, а имя Тарана – уже в книге Почета. На полуторке возил Е.М. Узилова, который не мог не заметить пытливости молодого водителя, и именно он посоветовал Ивану поступить в техникум.

Он работал под руководством П.И. Середенко и с ним перебрался в Отрадный, когда в 1954-м по приказу объединения на мухановском промысле открыли автотранспортную контору. Год порулил Таран, и Середенко, невзирая на возражения, назначил его мастером, а коллектив поручил ему профсоюзную работу.

Вот как вспоминал о тех первых годах АТК (ОУТТ) Иван Васильевич: «Не было в поселке своего УПК, и при нашей конторе организовали курсы по подготовке водителей. Не хватало садиков, а Такоев хотел было отдать под жилье построенный для детей дом, но под нашим напором не устоял. Конторские работали в приспособленном помещении, за колченогими столами, вместо стульев – ящики. Но  мы построили клуб, открыли при нем библиотеку. Это было важнее, ведь это место отдыха, торжественных мероприятий, концертов самодеятельности и приезжих артистов».

Вот так, казалось бы, все просто. Ан, нет. Здесь очевидна независимость Тарана: для него «все так думают» было и остается пустым звуком. Он всегда смел в своих мыслях  и всегда доводит свои размышления до конца, не пугаясь того, что могут они завести куда-то не туда или приводят к тому, что «не полагается». И когда был главным инженером ОУТТ, и когда, после выхода П.И.Середенко на пенсию, возглавил предприятие.

Не всегда, разумеется, давали ему «зеленый свет». Но ведь он ТАРАН. И умеет добиваться своего. Так становится его предприятие одним из лучших не только в объединении, но и в министерстве, из него выходят ценные специалисты, востребованные не только в городе, но и за его пределами. А построенные и реконструированные еще при нем цеха, тракторный гараж, автозаправка служат и поныне.

 За внедрение новшеств в организации труда его удостоили серебряной медали ВДНХ, за идею изготовления автобусных кузовов, которых потом предприятие делало по 100 штук в год (с 1966 по 1981 гг.) Иван Васильевич был награжден бронзовой медалью ВДНХ. Еще на его парадном костюме сверкают пять медалей и ордена «Знак Почета», и Трудового Красного Знамени.

На одну из фотографий обратила мое внимание Лариса: колонна ОУТТ выдвигается на первомайскую демонстрацию, и на транспаранте начертано: «Не человек для общества, а общество для человека». И депутат горсовета Таран, от которого, собственно, и шел этот лозунг, делами утверждает его. Он прокладывает в Васильевке и Привете асфальт, газифицирует, проводит свет, телефон, радио в дома, ремонтирует жилье. Еще шефствует над шестой школой, аттракционом в парке, строит в школе-интернате №2 две теплицы: одну для детей, другую для своих работников, его предприятие помогает селу. Для двухтысячного коллектива возводит физкультурно-оздоровительный комплекс, здравпункт, столовую, открывает магазин.

У Тарана всегда и во всем был порядок. К примеру, идешь по территории сегодня, и все будто бы так, как было вчера. На самом деле порядок по Тарану не стоянка, а расписание движения. В шесть утра он уже в курилке: «Здорово, мужики!», и с каждым за руку: «Закурим?» - «Да вы ж не курите!» - «С вами, за кампанию, можно». А за разговором – текущие новости.

 В девять – планерка, на которой начальник уже проанализировавший и спланировавший день. А в нем приятные и не очень встречи, заседания, совещания, прием людей.

Порядок – это когда совет поможет принять человеку правильное решение, когда сорванца не просто устроишь на работу, а прикрепишь к мудрому рабочему. Когда отъявленный выпивоха после взбучки вот уже месяц «ни в одном глазу» и работает, засучив рукава, а башковитый инженер научился не только гвоздь держать, но и молотком по нему стучать, когда на линию вышла вся запланированная техника и не произошло ни единого ЧП. Когда исполняются задания, выполняется план, люди довольны заработками и проч., и проч. Порядок, когда люди тебе верят и идут за тобой. Так и было в ОУТТ.

 

Мои двери открыты…

 Алевтина Алексеевна какое-то время работала на хлебозаводе. Но однажды, в ту пору главный инженер ОУТТ Таран, сказал, что жена должна заниматься домашними делами: семья будет сыта, дети – под присмотром, а его заработка хватит на нормальную жизнь.

Детей никогда не наказывал и, не навязывая близким своего мнения, взглядов, воли, определял погоду в доме. А она была мягкой, без резких колебаний температуры и давления.

Дверь в квартиру Таранов в двух-этажке по Комсомольской всегда была открыта. В буквальном смысле. Постучат в нее, и, не спрашивая, кто за ней, хозяева говорят «входите». Так же повелось и у Ларисы. Звонок в домофон и без вопросов раздается щелчок… Хлебосольностью отличались Тараны, отменные пироги, закуски получались у профессионального кулинара Али.

 Свое искусство  передала мать и дочери. Оно пришлось Ларисе как нельзя, кстати, в кризис 90-х: зарплату в НГДУ задерживали, в магазинах – пустые полки, на рынке – цены заоблачные. Купленных в магазине «Для вас» двух мешков муки едва хватало на год семье из 4-х человек. Правда, иногда бунтовал маленький Ваня, когда ему говорили, что завтра бабушка получит пенсию и обязательно привезет им сыр, сосиски: «Не хочу сосисок! Мяса, мяса хочу!».

При всем этом Лариса была ближе к отцу: они понимали друг друга без слов, могли подолгу говорить или просто помолчать. В детстве без нее не обходилась ни одна праздничная демонстрация, где она всегда рядом с отцом.  Но особенно нравились поездки в колхоз, когда, устроившись на заднем сиденье газончика, то созерцала мир, то, свернувшись калачиком, дремала. А какими вкусными были обеды на полевом стане, каким ароматным был деревенский хлеб…

 

Качества сильных людей

 От деда у Ивана Васильевича организаторский дар и решительная самостоятельность, от мамы – интуиция и динамичность. Эти качества присущи и Ларисе Ивановне: сама, не поставив в известность отца, устроилась в НГДУ замерщицей, на третьем курсе института добилась перевода в операторы, позже ее назначили мастером, геологом: «О моих перемещениях отец узнавал уже после того, как они происходили. А я хотела познать на практике всю технологическую цепочку добычи нефти. И чтобы никто не мог упрекнуть в блате».

Еще одна отличительная черта этой фамилии – бесстрашие. Лариса вплоть до пятидесяти не знала, что такое болеть, но коварство хвори таково, что оно ударяет оттуда, откуда человек и не ждет. Две операции, инвалидность, которую надо было доказывать каждый год. Наконец-то в 2016-м подтвердили ее бессрочность. Лариса Ивановна иронизирует: «Ну, спасибо эскулапам. Наконец-то признали, что вместо искусственного сустава уже никогда не появится естественный».

Пенсия невелика, и пришлось выйти на работу. Думаете, болезни, своя и отца, сделали ее сговорчивей? Ничуть! Она на новом месте быстренько перевоспитала начальника, который ни с кем и никогда не здоровался. «Теперь, – говорит Лариса, дочь Тарана, – встреча с любым из сослуживцев начинается у него с приветствия. Хорошие манеры должны быть у каждого человека».

Похож на деда и сын Ларисы Иван. Любимый внук  – частый гость и старательный помощник деда. Он же его собеседник. Иван Васильевич по подписке получает газеты, но некоторые издания ему приносят из киосков «Роспечати» Лариса и Иван. Так что Таран в курсе событий в городе, области, в целом по стране и за рубежом. Нередко случаются в доме на Северном проезде дискуссии о судьбах России. Горячо спорят дед и внук. Сыновья Ивана Васильевича рано ушли из жизни, но есть внучки и шесть правнуков. И они, живя далеко от деда, помнят и заботятся о нем, переживают за него.

Когда готовился этот материал, в доме Тарана подумывали о предстоящем юбилее. Хотели для торжества снять кафе, однако Иван Васильевич плохо себя чувствует, поэтому от идеи застолья на стороне отказались. Но надо знать Тарана, которому с юности присуща элегантность. И, как обычно, о внешних атрибутах отец  и дочь думают вместе. Так что встретит любого из пришедших в дом, где всегда открыты двери, со вкусом одетый человек со сдержанной улыбкой на лице. Или  своим мягким украинским говором ответит на телефонный звонок. А захотят пообщаться с легендарной личностью и родственники, которые живут в столице и на северах, и благодарные ученики, и бывшие соратники по работе. В их числе – отрадненцы, – пожалуйста!

Иван Васильевич Таран... О нем знают, его помнят многие благодарные за его неравнодушие и сердечность люди. С юбилеем, уважаемый Иван Васильевич, крепче держитесь за житейский штурвал. Здоровья Вам желает Ваша «Рабочая Трибуна».

 

Это же наша мо-ло-дость!

 Так, делая экспрессивное ударение на каждом слоге, сказал один ветеран, делясь своими впечатлениями о музее истории города. Он много лет добывал нефть на Севере, но свою трудовую биографию начинал в Отрадном: «Мое восхищение объяснимо: меня вернули в 60-е годы, я увидел город и горожан тех лет. Спасибо всем, кто причастен к музею».

Таран, Кашелев, Семенов, Юстус, Юнина, Тихомиров (всех не перечесть) – методично и последовательно работали над тем, чтобы собрать как можно больше выверенных материалов о горожанах и городе, о возникновении и развитии его предприятий, строительстве Отрадного. Теперь меняющиеся экспозиции музея отражают исторические вехи развития города щедро и интересно.

Но я хочу остановиться еще и на том вкладе, который внес в создание музея Иван Васильевич Таран, который является неизменным участником всех событий в жизни этого хранилища. Когда музей организовывался, то его стенды «лепились из того, что было». Но надо знать и понимать наших ветеранов, которые строили лучший город на земле, возводили самые передовые, самые технологичные предприятия области. Поэтому сюда за передовым опытом ехали со всех уголков огромной страны, Отрадному удивлялись, его людьми восхищались.

Таран убедил многих руководителей, и они помогли с деньгами на приобретение современного музейного оборудования.

Теперь в залах музея в лаконичном обрамлении представлена богатейшая история нашего города.

Так наши замечательные ветераны, оставившие потомкам уютный город,  сделали наследникам еще один дар: бережно, с душой, оформили его историю. И мы уверены, что в стенах музея они продолжат свой рассказ о времени и о себе.

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
28.03.2024 14:14:00 Кто станет «ЭкоЛидером-2023»?

В Самарской области стартовал прием заявок на конкурс «ЭкоЛидер» по итогам 2023 г.

27.03.2024 14:16:00 Акция «Журавли» - в память о погибших в теракте

Самарская область присоединилась к акции «Журавли»

27.03.2024 14:12:00 Выбирай территорию для благоустройства

В Отрадном стартовало голосование по выбору территории для благоустройства

27.03.2024 12:44:00 Музыка для души и сердца: слушайте и смотрите

Виртуальный концертный зал в ДК «Россия» стал уникальной культурной площадкой для отрадненцев

27.03.2024 12:40:00 В гуманитарной миссии важна регулярность

С начала СВО отрадненцы беспрерывно отправляют гуманитарную помощь «за ленточку»