1022_157_small.gif


Общество и культура

Жить здесь и сейчас

02.06.2016 09:36:00

Широко раскрытыми глазами всматривается юная Аня в музейные шедевры. Вслушивается в рассказы отца об их творцах: он давно отметил, что дочка, срисовывая в тетрадь понравившиеся репродукции, вносит в рисунки и свое настроение… Они бывали во многих ленинградских и московских музеях, и эти прикосновения к высокому стали толчком, который привели девочку в детскую художественную школу. 



 С чего начиналось «Я»
     Почти два часа ревела Аня у стен художественной школы, осознав, что из-за нелепой ошибки (день зачисления в «художку» приняла за дату вступительного экзамена) ей придется еще целый год ждать, когда войдет в класс, где за мольбертами – ее сверстники, увлеченные, как и она, рисованием. Но со своей мечтой – стать художником - она не рассталась. На следующий год поступила-таки в школу. Учась, утвердилась в мысли, что живопись обязательно станет ее профессией. 
      Хоть и не было в их роду профессиональных художников, но творческая атмосфера передавалась из поколения в поколение: дед увлекался машинной вышивкой, бабушка была искусной кружевницей, отец – отменный баянист, а артистичная мама и сегодня вдохновляет всех танцами, декламацией стихов собственного сочинения, импровизациями. Род очень песенный: любят за праздничным столом затянуть раздольную «То не ветер ветку клонит» или послушать камерный романс. 
     И вот Анна – уже студентка Самарского художественного училища имени Петрова-Водкина. Учителем ее был Иван Еремеевич. Художнически культурный человек, он не подавлял своих воспитанников, не выстраивал их под одну «линейку», напротив, увидев, заметив какие-то индивидуальные черты, старался развить, усилить их. Главное, чему учил Аню он и еще один педагог – Геннадий Григорьевич Коновалов – мыслить, экспериментировать, не бояться себя: «Они со мной и сегодня, хотя их уже нет в живых. Благодаря им я научилась понимать живопись во всех ее тонкостях». 
    Рассматривая выставку Анны «По городам и селам» в Самарском Доме журналистов, обнаружила, как притягивают картины художницы прежде всего тем, что они проникнуты теплом души мастера: работы песенны, как песенна наша земля. Ей нравится жить запахами свежескошенной травы и душистых яблок, пастельной мягкостью весеннего утра и броской веселостью жаркого лета. А еще она любит передавать серебро пасмурного дня: «так хочется уловить и передать эти едва уловимые минорные ноты земли, притихшей в шуме грибного дождя!». В ее осенних пейзажах самозабвенно рифмуются яркий свет заходящего солнца и четкие земные тени. 
      – Аня, я смотрела на картину «Музыка дождя» и не было грусти об уходящей натуре. 
      – Да, не сегодня, так через год-два, этот домик снесут. Но он – частица той России, которую надо сохранить в памяти. Его не будет, а останется на холсте представление о доброй и чистой жизни наших предков. Печаль бывает светлой. 
     Когда эту жизнерадостную женщину в сдержанной блузе с элегантным колье мы увидели в редакции, то в «РТ» стало словно светлее. Она приковывала к себе внимание светлой улыбкой, доброжелательным разговором. Свой посыл, что жизнь-то хороша и любые трудности преодолимы, только надо много и упорно трудиться – Анна как бы подтверждала анализом прошлого и мыслями о будущем. 

 Жизнь пополам 
     Первой фразой, которую я услышала от Анны, была следующая: «У меня двадцать на двадцать». Как это? А вот как. Она девчонкой поняла, что из всех многочисленных увлечений ближе всего ей рисование. Поставила перед собой цель и упорно шла к ней в школе, училище. Многое познала, вживалась в будущую профессию и окончила училище с «красным» дипломом. 
     Завершается самарская «двадцатилетка» становления художницы тем, что в 1997-м Есиповы переезжают в Отрадный. И последние двадцать лет уже в нашем городе стали годами совершенствования Ани в художествах: она творит в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта, преподает в ДШИ и ДХШ, организовывает студию изобразительного искусства ДМО, одновременно учится в педагогическом университете: 
     – Признаю только индивидуальную работу с детьми. Было такое, что мальчишку родители принудили учиться рисованию. А он всем своим видом демонстрировал, как оно ему безразлично. Ухмыляясь, лениво изображал на бумаге кривую линию и ерничал, что это червь. И это – единственное, что он может изобразить. Но прошло полгода. Загорелся ребенок, понял, что может творить, и натура ему подвластна. Таких дорог к пониманию себя немало, они вдохновляют и учителя, и ученика. 
     Бывает так, что с рождением детей заканчивается творческая биография художницы. Анна, напротив, с появлением на свет сына Тимофея испытала необычный эмоциональный подъем, для нее началась активная живописная пора. При всей увлеченности педагогической работой, времени и духовных сил на живопись становилось все меньше. Аня сделала свой выбор: «Мое – мольберт и этюдник. Их я любила (и люблю) больше всего». Она оставила преподавание, с головой ушла в живопись и в 2006-м стала членом Союза художников России.

 Ищи и обретешь 
      Наступили на Анну и нелегкие годы, в которых у нее не было заказов. Она давала объявления в газете, работала «в стол». Безуспешно. Потом вроде бы нашла выход: уйти из художников, стать менеджером банка. Тем более математику она в школе любила за логичность, оценки ее знаний были только отличными. Но попытки «воскресить» былые успехи в алгоритмах не удались, ни первая, ни вторая. 
     И тут на счастье в их доме появляется Юлия Кобзева: она пришла интервьюировать мужа Дениса, остроумного городского КВН-щика. Внимательно всматривалась в полотна, слушала Аню и, взяв паузу, мягко сказала: «К чему тебе банки, когда твое богатство то, что ты творишь у мольберта? Пиши в разных жанрах, экспериментируй, попробуй себя, например, в шаржах. И успех обязательно придет. А за ним и деньги. Только не останавливайся». 
     Аня рисует шаржи на людей в минуты их радости. Я приведу ее слова, опубликованные в соцсетях: «Порисовала на юбилее Отрадного. Зарядилась позитивом, была одарена улыбками, подарками. Вернулась домой с шоколадкой, пасхальным яйцом и даже картинкой с вышитой обезьянкой. Когда рисую, особенно пары, у меня ощущения, умноженные на два! И так хочется всех порадовать. Ведь такая это ответственность – оправдать ожидания моих натурщиков!». 
     Кстати, ее шаржи хранятся не только в частных коллекциях. Ей их заказывают и знаменитости для профессиональной деятельности. Например, Дмитрий Сибирцев – солист проекта «Тенора 21 века», который в настоящее время возглавляет «Новую оперу» (г.Москва). 
     Нечаянное знакомство с Кобзевой стало еще одним толчком для Есиповой. Как когда-то им были походы с отцом по музеям. Анна расширила круг своих знакомств. Благодаря интернету, кроме самарских художников в нем появились собратья по перу из Башкирии, Нижнего Новгорода. Теперь, освобожденная от бремени безденежья, Аня много путешествует. 

 За вдохновением – в Крым и старинную Русь 
      Аня – участница многих пленэров (Республика Марий Эл, Поречье, Винновка). Но особо она выделяет Крым, который «подпитывал» в прошлом, вдохновляет сегодня художников, писателей, музыкантов своими пейзажами и неповторимой творческой атмосферой. Десять-пятнадцать дней, проведенных в кругу близких по духу людей, мастер-классы, пейзажи, «самое синее море», запечатленные в этюдниках, – это так необходимая мощная подпитка для творца. Тем более, что становясь к «станку», иногда приходится работать и по десять часов без перерыва, когда ближе к концу спина немеет, руки трясутся. Потому как «знаю, что не смогу продолжить завтра или послезавтра. Потом все уйдет из памяти, из души, творческое мгновение непросто восстановить. А на пленэрах жизнь пусть и не беззаботна, но зато свободна от домашних дел».
       Вот и рождаются изумительные картины, которые Аня обязательно выставит, когда будет перевозить свою экспозицию из Дома журналистов в выставочный зал поселка Управленческий, затем в стенах родного училища. Кстати, только за прошлый год Есипова развернула четыре выставки своих работ как в области, так и за ее пределами.

«Русская Атлантида»
      Главная смысл этого проекта – колокольня Никольского собора, стоящая посреди волжских вод (г. Калязин, Тверская область). Она – единственное уцелевшее строение исторической части города, затопленной при  строительстве водохранилища. Таких в России по Волге, Оби, Енисею немало. Тема проекта обширна, истово работают над ним его начинатели, супруги Васильевы, старожилы Калязина. Ведь речь не столько о потопленных городах, деревнях и монастырях, сколько об исковерканных человеческих душах. 
      Пленэрно-выставочный проект «Русская Атлантида» действует в течение всего года, вовлек в сотрудничество высокопрофессиональных мастеров кисти, работающих в жанре реалистической живописи. Только весной этого года в пленэре участвовали около ста российских живописцев. И одной из приглашенных на него была наша Анна Есипова. Мы ее знаем и восхищаемся ее картинами. Ее кисть сродни скрипке – она передает красками, ракурсом и проч. настроение свободного и независимого художника. Отсюда, наверное, и величие устремленных в ясное небо золотокупольных  храмов. В зиму или  лето, солнечно или пасмурно.
     О творчестве Анны, где все – результат испепеляющей душу художницы работы – можно говорить много. Но задержу внимание читателей на ее натюрмортах. Ведь она вроде бы просто выстраивает любимые предметы в определенную композицию и предлагает нам полюбоваться ими. Но каким-то странным образом эти предметы оживают, становятся одухотворенными. Так, нежный изгиб саксофона и над ним - кисти и тюбики с красками художника. И ты, глядя на это сочетание, понимаешь, что живописец напоминает: они едины, ведь в них - музыка жизни. И неважно: в звучащей ли она мелодии или же в беззвучных линиях на холсте.
     Аня – счастливый человек, ее понимают и поддерживают близкие люди: родители, муж. Вот и сын, мечтающий с раннего детства стать изобретателем, зарисовывает своих роботов в альбом. А мама, видя, что у парня есть творческие задатки, думает, что надо с ним выйти на пленэр. У человека, кроме профессии, обязательно должно быть увлечение для души.
     Она с волнением ждет каждую свою открывающуюся выставку, ни о чем не жалеет, не цепляется за иллюзии, просто работает. «Грустить – некогда, ныть – бессмысленно. Надо жить здесь и сейчас», – улыбается светло Аня, подтверждая слова о том, что ей интересен и любопытен мир. Для нее даже одиночество у мольберта не проблема, «всегда есть о чем подумать».

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
24.04.2024 10:51:00 В памяти вечной

17 апреля Отрадный простился с героем Евгением Максимовым

19.04.2024 14:48:00 20 апреля пишем Тотальный диктант

Диктант состоится в Центральной городской библиотеке им. И.Т. Комарова

18.04.2024 16:18:00 "Весенняя театралия" подвела итоги

В Отрадном завершился ХХ Открытый городской фестиваль детских театральных коллективов

18.04.2024 14:16:00 Читайте книги о героях СВО

Библиотеки региона реализуют сетевой проект публичных библиотек Самарской области «Сила в правде»

17.04.2024 14:40:00 На площадках "СОдействие.PRO" выбирают и действуют

Мероприятие прошло в рамках фестиваля добрососедства «СОдействие.PRO Отрадный» в минувшую пятницу