1022_157_small.gif


Общество и культура

В жизни достаточно поводов, чтобы улыбаться

25.09.2014 10:00:00

О семейных традициях, трудовых взаимоотношениях, родительской и сыновней любви и заботе, каждодневных тревогах и радостях, добрососедстве. О том, что время радоваться жизни никогда не должно иссякать в человеке.




А у нас во дворе

     С Лидией Павловной Кузоватовой я познакомилась в Доме общественных организаций, где за разговором о городе и горожанах зашла речь и о жильцах их дома. Шире – дворе, где за столиком на скамейках вечерами заседает местное  «ЦРУ» из старожилов, которое анализирует, выносит вердикты всему происходящему.

     Сочувствует оно одинокой 92­-летней инвалидке  Файрузе, которую поддерживают соседи и внимательный соцработник Таня. Радуется за больную Нину, рядом с которой заботливая дочь, посвящающая всю себя без остатка матери: и в лес вывозит ее, чтобы подышала свежим воздухом, и на дачу.  Возмущается жадными до чужого добра американцами и дивится украинцам, которые никак не поймут, что «от добра добра не ищут, а от овса кони не рыщут». О погоде, здоровье, видах на урожай; о власти, коммунальниках, пенсиях; о детях, внуках, молодежи…

     Во дворе на ул. Комсомольской уютно, много цветов. В подъезде дома Кузоватовых пылью не пахнет, стекла окон чистые, стены не расписаны. Порядок поддерживают жильцы­-пенсионеры, большинству из которых за восемьдесят.

      Кузоватовы моложе своих соседей: Лидия Павловна родилась в 1941­-м, ее муж Иван Петрович Кузоватов  с 1940 года. Они старожилы Отрадного, помнят первый колышек, забитый строителями. Их соседи по двору ­ тоже. Все они  дети войны, приехавшие на новое место не за жирным куском, а чтобы, работая, обосноваться, завести семьи, растить детей. И новая жизнь у всех начиналась с общежитий, бараков и комнат в коммуналках, где секретов не было, общими были радости  и горести. Одним словом, у большинства наших ветеранов схожие судьбы.

 

Метрика с прочерком

      Мама Лидии Павловны, Анна Максимовна Дорохина осталась с тремя детьми 1925, 28 и 29 годов рождения на руках и четвертым под грудью, когда ее мужа – Павла Тихоновича, бухгалтера Сызранского нефтепромысла ­ ночью увез «черный воронок». Невинный анекдот, рассказанный им, стоил ему восьми лет лагерей.

     Лет десять назад сестры посоветовали Лиде обратиться в комиссию по делам репрессированных: «И честное имя отца восстановишь, и льготы получишь». Лидия Павловна подняла документы и обнаружила, что в свидетельстве о рождении (метрике) в строке отец стоит прочерк: «Выходит, безродная…» И отказалась от хлопот: ведь память отца чтут благодарные дети и внуки, а уважение в трудовом коллективе он заработал своим честным трудом. Но  к памяти,  запечатленной в черно­-белых фотографиях альбомов, она возвращается часто.

      Вот и наш разговор начала с воспоминаний о  военном лихолетье, когда брат тринадцатилетним мальчишкой стал буровиком и до смерти усталым возвращался с буровой, весь в мазуте, в стекающей по фуфайке нефти: «Маленький, такой худенький. Жалко его было, откуда только силенки брались, чтобы трубы таскать». Старшую сестру добрые люди устроили курьером, и семья стала получать по трудовой карточке повышенную пайку хлеба. Лида с пяти лет собирала в совхозе смородину, а заработанные копейки и тайком оставленную на донышке кастрюли ягоду несла матери. Жили голодно и тревожно, вещи меняли на кусочек хлеба, детским лакомством была подсолнечная макуха.

 

Пышки из лебеды

     Пелагея Ивановна Кузоватова одна поднимала шестерых детей, пока глава семьи Петр Николаевич, солдат Первой мировой и гражданской войн, воевал на фронтах Великой Отечественной. Но вернулся он весь израненный и немного пожил.

     Пелагея была доброй и строгой матерью. Сама много работала, и детвора, глядя на нее, не отставала. 80 соток собственной земли, плюс колхозные поля, полный двор скотины… Покапают день лопатой землю или потаскают на себе плуг, казалось, все косточки ноют. Но присядут, бывало, отдохнуть – и, глядишь, опять шутки, прибаутки, песни.

      А вечером ужин за одним столом из общей чашки. И тут – не зевай. «Промодничаешь», голодным останешься. Конечно же, хотелось детям вкусненького, а тут изо дня в день на первое ­ постный картофельный суп, на второе – опять картошка. Чаще всего в мундирах, иногда поджаренная. На третье к кружке молока полагалась вновь картошка, теперь уже в пирогах.

     Но особенно тяжело бывало весной, когда истощались запасы хлеба и картошки. Тогда Пелагея пекла пышки из лебеды, суп готовила из борщовника. Иван Петрович вспоминает, как мать отправила его на полевой стан с обедом: кринка молока, картошка и пышки. Пообедали косари, осталось три пряника. Завернув их бережно в тряпицу, пошел Ваня обратно в деревню, но голод взял свое. Развернул запас, съел одну пышку, вторую, а третью отдал дворняжке. Та понюхала яство и не стала его есть. Возмутился мальчишка: «Мы едим, а ты  отказываешься?!»

 

За лучшей жизнью

      Вернувшись из лагерей, отец Лидии Павловны еще несколько лет работал в Сызрани, пока в 1954 году Палий не позвал его в Отрадный: «Работа тебе знакомая, здесь ты и квартиру получишь, и детей пристроишь». Так оно и вышло: пусть вначале жили всей семьей в одной комнате, зато старших дочерей Павел Тихонович определил на конторские должности в НСП, младшую Лиду – лаборантом электролаборатории ПРЦЭ и Э НПУ «Первомайнефть», а сын Борис, к тому времени окончивший техникум, устроился к газоспасателям, и завершил он свою трудовую биографию на должности директора школы по подготовке нефтяников­огнеборцев.

     

     В начальную школу Ваня Кузоватов ходил в лаптях, только когда перешел в пятый класс семилетки в соседнем Кротково Похвистневского района, ему справили сапоги.  А в восемнадцать он перебрался к сестре в Отрадный. Выбрать бы  работу по душе, но ее не было. Требовались лишь землекопы в СУ­4 треста «Востокнефтестрой»,  и целый год он рыл траншеи под дома 40­х кварталов и трубопроводы.

     Изнывая под палящим солнцем, до костей промокая под осенним дождем, в мороз, отогрев кострами землю, киркой и лопатой строили люди город. Вряд ли кто сегодня захочет таким неимоверно тяжелым трудом зарабатывать на хлеб. А отрадненские первопроходцы работали с энтузиазмом, в надежде на лучшую жизнь.

      Вдумчивый немногословный  Иван не отлынивал от работы, о чем бы его ни попросили, даже когда ноги подкашивались от усталости, делал. И сил отдохнуть, как  у друзей, не оставалось. Сосед Аркадий Арутюнов, сочувствуя трудолюбивому парню, устроил его в четвертую контору бурения, где в бригаде бывшего участника войны также заметили пытливого помбура: «Собираешься по локоть в мазуте жизнь провести? Иди, учись».

Отучившись в Чапаевске на электромонтера, отслужив действительную командиром танка в Германии, Иван вернулся в Отрадный и устроился в 1965 году электромонтером электроцеха.  Тут же, не откладывая «на потом, когда-­нибудь» поступил в вечерний техникум. Иван Петрович уверен: человек без цели обречен; его так и будет кидать по жизни как перекати-­поле.


 Букетик полевых цветов и ключи от комнаты

     У девчонки-­огонек, как называли Лиду друзья и коллеги по работе, все складывалось хорошо: вышла замуж, родился сын. Но знаковым оказалось, что не дала она сыну фамилию отца. В свидетельстве о рождении Игоря стоит фамилия деда – Дорохин. Мальчику и двух не исполнилось, когда Лида выпроводила незадавшегося мужа из  коммунальной четырнадцатиметровки.

     Жизнерадостная Лида заприметила появившегося в цехе уравновешенного электромонтера: «Не пьет, не курит, учится, занялся профсоюзной работой, да как!» Лучшего организатора культурно-­спортивной жизни цеха было не сыскать, он всех заразил поездками на природу, лыжами. И, увидев в списках участников очередной лыжной вылазки фамилию  Кузоватов, Лида тоже записывалась.

     Но мимо взгляда еще одной девушки не прошел Иван: в любом мероприятии с его участием обязательно присутствовала и Марина, которой он тоже оказывал знаки внимания в виде букетика первых полевых цветов, например. В общем, соперницы.

     На новогоднем вечере Лида не выдержала дерзости Марины, которая вслед за ней положила в карман Ивана ключи от своей комнаты и открыла сердцееду глаза: «У нее ребенок в деревне растет, а тебя она обманывает, говоря, что одна-­одинешенька».

    Иван уже был знаком с Игорем и привязался к нему. Тот в свою очередь радовался Ивану Петровичу: «Мама, я его видел в кино, он мне рукой из танка махал!» Познакомила его Лида и с родителями, которые одобрили выбор дочери. Марина уволилась из цеха, узнав о новой фамилии своей соперницы: Кузоватова.

 

 Большие и маленькие радости

      Жизнь супругов связана с нефтяной промышленностью. И сегодня важное место занимает общение с бывшими сослуживцами: «Встречаемся как родные». Иного ответа и быть не может, работа была вторым домом, где дружной семьей выполняли производственные планы, помогали селу, а село помогало каждому отрадненцу: Лидия Павловна вспоминает, как умудрялась одновременно привозить по четыре ведра моркови или картошки из подшефного «Неприка».

     Незаметно в трудах пролетела молодость.Лида, не желая отставать от мужа, выучилась в техникуме, у них родились дочери-­двойняшки, которых воспитали в пределах допустимой свободы, и они стали хорошими специалистами: Татьяна стала тренером, Лена по образованию педагог. Иван Петрович мастером ЦБПО-­1 внедрял сложные импортные установки, четыре с половиной года работал на северных нефтепромыслах, а когда вернулся в 1987 году в Отрадный, то его избрали начальником участка ЦБПО.

     И выйдя на пенсию, работал: надо было помочь семьям дочерей с жильем. Сегодня Кузоватовы на заслуженном отдыхе, но без дела не сидят, дача – предмет их  радости. А еще внуки: их пятеро, недавно родился правнук. Лидия Павловна и Иван Петрович участвуют в их воспитании неназойливо и тактично: кто друзья, с кем общаются, чем занимаются, как ведут себя: «На днях выхожу из магазина с двумя сумками, меня обгоняет подросток. Думаю, ну вот, сейчас перед носом дверью хлопнет. А он пропустил меня через одну дверь, вторую раскрыл. Обрадовалась, что хороший человек из него вырастет. Внуку накажу, чтобы также помогал старшим», ­ добавила Лидия Павловна.

     Я вычленила из разговора с супругами Кузоватовыми отдельные их размышления и вынесла в конец публикации. С вами делятся своим житейским опытом Лидия Павловна и Иван Петрович.

 

Если бы молодость знала, если бы старость могла…

     Радость – это праздник души, ее ликование. Вот скажем, Новый год, 8 Марта, День Победы, 1 Мая. Наверное, они придуманы, чтобы люди, собравшись вместе, отошли душой. Но не назовешь же праздником души пьяную одурь. И теперь поют на праздниках. Только ведь частенько пьяные поют. И не от радости, они и плачут не от горя.

     Материально люди стали жить хорошо, но радости нет, скука у них одна. Может, оттого, что дается все легко? А когда все хорошо  и нечего преодолевать – нечему и радоваться.

     Возраст, конечно, действует, здоровье на нашем настроении тоже отражается. Но мы ведь умеем радоваться  даже мелочам, когда больную соседку навестим, когда, собравшись за дворовым столом, вспоминаем о юности, в которой, записав во время кино слова песни, потом вместе их разучивали и пели. Или угостить Марь Ванну яблоками с дачи, разве это не удовольствие?!

     Сегодня  засядут в интернете, напишут какую­-нибудь гадость и радуются вылитому на невинного ушату грязи. Нельзя злобе давать распускаться пышным цветом. Доброта ей не подруга. Только великодушие делает человека счастливым.

    Мы чтили родителей, дедов и прадедов, свою жизнь строили с опорой на их опыт. Разве близкий человек посоветует дурное? Поэтому жизнь большинства из нас сложилась хорошо. И молодежи советуем, прислушивайтесь к старшим. В молодости многие не знают подводных течений, действуют на свой собственный страх и риск. Только когда дров наломают, на ум приходят слова «если бы молодость знала, если бы старость могла».

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
28.03.2024 14:14:00 Кто станет «ЭкоЛидером-2023»?

В Самарской области стартовал прием заявок на конкурс «ЭкоЛидер» по итогам 2023 г.

27.03.2024 14:16:00 Акция «Журавли» - в память о погибших в теракте

Самарская область присоединилась к акции «Журавли»

27.03.2024 14:12:00 Выбирай территорию для благоустройства

В Отрадном стартовало голосование по выбору территории для благоустройства

27.03.2024 12:44:00 Музыка для души и сердца: слушайте и смотрите

Виртуальный концертный зал в ДК «Россия» стал уникальной культурной площадкой для отрадненцев

27.03.2024 12:40:00 В гуманитарной миссии важна регулярность

С начала СВО отрадненцы беспрерывно отправляют гуманитарную помощь «за ленточку»