1022_157_small.gif


Общество и культура

Борис Семёнов: «От жизни никогда не устаю...»

11.06.2014 11:28:00


Продолжение. Начало в № 23 от 04.06.2014

Единый фронт строителей 
     Осталась позади флотская служба, и поезд Владивосток – Москва примчал Бориса Дмитриевича с Дальнего Востока в родные края. Ни о чем другом, кроме строительства, он и не помышлял. В то время все вокруг строилось, жизнь бурлила. Время было счастливое, люди – тоже. Особенно те из них, кому характером противопоказана спокойная размеренность, расписанная раз и навсегда, а показано быть  «в буче, боевой и кипучей». Это и о Семенове.
       Конечно же, Борису Дмитриевичу хотелось вновь влиться в сибирскую мощь Ангары и Братска составной частицей  ударной комсомольской. Где до армии, в десяти карьерах мастера Семенова добывали щебень и гравий для будущей гидростанции. 
      Однако служа на флоте, он женился, молодая семья ждала пополнения, а в Братске перспектива получения квартиры была очень даже призрачной. Не без сожаления, но он поставил точку на былой сибирской романтике. В абсолютной уверенности, что дело по душе найдется и в родном Заволжье. Что и произошло: в «Межколхозстрое» строил современные животноводческие фермы, снося довоенные сараюшки. Дотошный прораб пришелся в тресте ко двору и вскоре его назначили начальником ПТО. Так начиналась карьера строителя Семенова в родных краях. 
      А продолжилась она в Отрадном: вначале прорабом второго строительного управления треста он возводил комплексные установки переработки нефти, позже стал и его начальником и строил все, что поручалось «Востокнефтестроем». Впрочем, город нефтяников приглянулся ему сразу же, как только вернулся в родные места. 
     Потому что здесь «черное золото» фонтанировало, а город, начинавшийся в 50-е годы полутора тысячным поселком нефтяников, рос не по дням, а по часам: если в 1964 году в нем проживало не многим более двадцати двух тысяч человек, то в 1976-м – уже свыше сорока семи тысяч. Так что отрадненский ритм жизни был созвучен с динамичным характером Бориса Дмитриевича. Никакого дискомфорта, только постоянное ощущение новизны. И жажда ее.
       Это, скорее, не время, а эпоха в истории Отрадного. Именно результаты воплощенных тогда планов сделали его перспективным. ГПЗ, НСП, КУПН,  комбинат «Полимерстройматериалы», РМЗ, завод «Экран», обустроенные месторождения, по сорок тысяч квадратных метров вводимого ежегодно жилья (а это ни много ни мало десять 4-х подъездных пяти-этажек), социальные объекты, а еще строительство Нефтегорска со всей его инфраструктурой, предприятиями, промыслами – все это делалось пятитысячным коллективом «Востокнефтестроя».
      Степанов, Кесельман, Гуленкин, Курофеев, Помякушин, Орлов, Голованов, Семенов и многие, многие другие… Поколение созидателей, которое отдавало себя целиком работе, окружающим людям, поставленным целям. Люди, которые «горели» на объектах, возводимых ими. «Горели» так, что случайный человек, попавший на планерку, например, в СУМР, мог запросто заподозрить трестовских, мягко говоря, в недоброжелательности друг к другу. Но, прикинув на себя шкуру строителей, у которых не хватало то материалов, то техники, то работников, понимал, что они  «пашут как проклятые», им каждому позарез надо довести до ума свой объект… А потом, как, к примеру, П. Курофеев, сдав государственной комиссии дом, отойти за угол и осенить его крестным знамением: «Размножайтесь!» 
       Трест не только строил, его специалисты вместе умели хорошо отдыхать:  будь то на базе отдыха «Строитель», или, к примеру, тихая грибная охота, рыбалка. Был свой клуб «Юность». Была забота о детворе из садиков. Были подшефные школы.
        Была забота и о молодых строителях, живших в общежитиях, будущность которых продумывалась не формально, а в спорах. Так появились клубы по интересам под опекой Краснощекова, Курофеева, Семенова… 
       Многие и сегодня помнят сеансы одновременной игры с общительным человеком в берете (Б. Семенов, - авт.),  который деликатно разъяснял им ошибочные или удачные ходы и заряжал их  интересом не только к игре фараонов, но – берите шире – интересом к миру вообще.
     Или возьмите Е. Гуленкина, который дежурным автобусом вывозил из общежития своих проштрафившихся вахтовиков - любителей «Солнцедара». Не в вытрезвитель, нет. А по-отечески в управление, где после взбучки многим бывало не просто неловко, а погано на душе.  
       «Трест был дружной семьей, в которой, как и полагается живущим в согласии, нет подводных течений, все откровенно, искренно, заботливо. Он двигался вперед в интересах предприятия, каждого из работающего, города в целом», - констатировал Борис Дмитриевич.

 «Делай свое дело, и будь  что будет…» 
      Есть в истории Отрадного период, когда уже к осевшим в городе людям прибавлялось ежегодно до 5 тысяч приезжих. В соседней Кротовке было пять тысяч населения, значит, Отрадный прирастал ежегодно еще на одну Кротовку. И каждому надо место для ночлега, стул в столовой, кружку-ложку, обеспечить досуг, накормить, обучить. То было время, когда Отрадный представлял собой сплошную строительную площадку, поднимались градообразующие предприятия, работы у строителей было хоть отбавляй. 
       Во второй половине 70-х годов темпы промышленного строительства стали не так стремительны, однако трест без работы не остался: министерство поручило ему строительство магистрального газопровода «Уренгой – Помары – Ужгород» и компрессорных станций на нем.
        СУ-2 (ПМК-7) «Востокнефтестроя» стало одним из подразделений треста, кому доверили возводить несколько газокомпрессорных станций в Сергиевске, где опытные строители, работая слаженно, в срок, одну за другой сдавали заказчику ответственные и технически сложные объекты. Заминка случилась на третьей, КС-21А: специалисты волгоградской субподрядной организации не смогли вовремя приступить к монтажу. И это – летом, когда за холодную зиму и весеннюю распутицу бригада Голованова успешно, с опережением сроков выполнила подготовительные работы.
      Сроки поджимали. Что делать? Ждать у моря погоды? Как же! Не в характере такое у начальника управления Б.Семенова и его соратников. Посоветовался со своей правой рукой –  опытным бригадиром А. Головановым, и строители на собственный страх и риск приступили к монтажу. 
       Работы шли споро, вот уже и их экватор пройден, но прибывает на КС главный инженер треста и его возмущению нет предела. И с разгона лаконичный приказ: «Демонтировать!» 
Борис Дмитриевич никогда не лез за словом в карман: «Уезжай отсюда, и до конца стройки здесь не появляйся…» И это – своему начальнику! 
      Уехать-то главный уехал, и на КС долго не появлялся, но пожаловался начальнику главка на своего подчиненного. В то время главки имели большую силу, их начальники были величинами. Последовало грозное: «За самоуправство наказать! Монтаж прекратить!»…
      Говорят, против лома нет приема. Но это тогда, когда нет другого лома. Таким «ломом» стали решимость Семенова и управляющего треста В. Селиванова. Работы не только не приостановили, но и ускорили. Да так, что КС-21А была готова к сдаче в эксплуатацию на семь месяцев раньше намеченного срока. Таких рекордных темпов строительства не было больше по всей цепочке строящейся магистрали. 
      Борис Дмитриевич придерживается принципа: «Делай свое дело, и будь что будет. Главное, не останавливайся в движении».  
Продолжение
 в следующем номере.

Татьяна Альмеева


 
Текст сообщения*
 
19.04.2024 14:48:00 20 апреля пишем Тотальный диктант

Диктант состоится в Центральной городской библиотеке им. И.Т. Комарова

18.04.2024 16:18:00 "Весенняя театралия" подвела итоги

В Отрадном завершился ХХ Открытый городской фестиваль детских театральных коллективов

18.04.2024 14:16:00 Читайте книги о героях СВО

Библиотеки региона реализуют сетевой проект публичных библиотек Самарской области «Сила в правде»

17.04.2024 14:40:00 На площадках "СОдействие.PRO"

Мероприятие прошло в рамках фестиваля добрососедства «СОдействие.PRO Отрадный» в минувшую пятницу

17.04.2024 14:03:00 Александр и Наталья Русановы: "Дети - смысл нашей жизни"

Гости "РТ" - семья Русановых