1022_157_small.gif


Общество и культура

Люди без адреса

12.09.2013 10:44:00

Не напрасно говорят: «От тюрьмы да от сумы не зарекайся». Судьба коварна и жертвой своих коллизий может избрать любого. Жил себе человек, не тужил, но выбрал не тот путь, и в одночасье все изменилось. Вчерашний добропорядочный гражданин становится никем и обречен слоняться по подворотням. Или тому злой рок становится причиной, или собственное безволие, или равнодушие окружающих… 

Наша крыша – небо голубое…
 Что может быть страшнее, когда негде преклонить голову? И неважно, заслужил такое кто-­то или нет, его можно только пожалеть. Раньше люди были сострадательней, всевозможных юродивых и скитальцев (по сути, тех же бомжей) охотно пускали на ночлег, кормили и даже не думали презирать. А теперь, признайтесь честно, вы пустите обогреться и переночевать оборванного бича? 
Знойный августовский день. Шум снующей по трассе у отрадненской автостанции разнокалиберной техники и гомон ожидающих отъезда не заглушают залихватское «Ой, мороз, мороз!» Оглядываюсь в поисках певца, что в такую¬то жару да с таким упоением народную застольную распевает. На перроне, кто на скамейке устроившись, кто стоя, наблюдают за колоритной троицей. Фотографирую, один из них, любитель уличного пения, принялся позировать. С бутылкой. Заговаривает со мной: «Я¬то случайный, а вот Санька (указывает на прячущего взгляд человека) уж сколько лет то здесь, то на «железке» ошивается». 
- Случайный? Не похоже. Или вы вживаетесь в роль философствующего Бобы из фильма «Москва – три вокзала»? 
- Куда там! Просто жена частенько на дверь указывает. За любовь к «трем семеркам». А у Саньки ни кола ни двора.
 Разговорила угрюмого Саньку. Александр Михайлович Грабован. Житель с. Тимашево. Зарегистрирован по адресу: ул. Пролетарская,2, кв.17. Бомжует. Порядка десяти лет назад безработица вынудила его подрядиться к фермеру из другого села. Когда вернулся, то на месте барака увидел пепелище. 
Третий бездомный из компании с видавшей виды котомкой наблюдает со стороны. Подошла к нему. Назвал он себя Валерием Жалимовым. Если Грабован сохранил паспорт, то у этого его не оказалось. (Позже попыталась выяснить по названому им адресу – ул. Нефтяников, 62 – действительно ли он там проживал, но никто не вспомнил такого человека - прим. автора). Переминается с ноги на ногу: «Так получилось». Спился и стал бомжом. Во всем его облике полное равнодушие ко всему на свете. Все трое – ходячая просьба: только пощадите, люди, не гоните с хлебного места. Не пощадили. Один из трех подошедших подшофе парней, явный лидер, потребовал: «Чьи манатки?! Ваши? А ну, исчезните! А то!»
 И пошли они. Нет, не «ветром гонимы», а людьми… 

Трудно жить на белом свете? 
У многих бомжей за плечами либо зона, либо батареи вино-водочных бутылок. Вот один из них. 
Он, разумеется, возмущается, негодует на свою бывшую жену и детей: выгнали из дома, выписали, лишили его на старости лет крыши над головой. Протестует: «Что? это меня что ли? Да я!.. Да я! Я пойду туда¬то и туда-то, обращусь по такому-то адресу. Если там не помогут, у меня еще куча адресов имеется, есть к кому обратиться. Вон Иван Иваныч – ему палец в рот не клади, он все ходы и выходы знает. Да и Сан Саныч не лыком шит. Я не какой-­нибудь бомж, законы знаю». 
Постучался он в одни двери, вторые, третьи, ему посочувствовали, поохали, поахали. Однако друзья – все эти иван иванычи вкупе с сан санычами испарились именно тогда, когда их помощь была особенно необходима. А сельская администрация посоветовала обратиться не куда¬нибудь, а к президенту. Поэтому в конце монолога собеседник сник и с тоской выдавил: «Может, в дом престарелых возьмут, пенсионер ведь я...» 

Человек пока еще не отчаивается
 К журналисту обратилась пенсионерка Лидия Юрьевна Вышкварка, проживающая в с. Тимашево по ул. Двор Завода, 3, кв.5. Этот деревянный дом, построенный век назад, был признан аварийным, его жильцов отселили в новый, возведенный по госпрограмме «Ликвидация ветхого и аварийного жилья». А отчаявшимся супругам – Лидии Юрьевне и Виктору Васильевичу Вышкваркам – сердобольные социальные работники посоветовали занять до лучших времен одну из квартир в старой трущобе…. 
Не зря говорят, беда одна не ходит. Жизнь супругов была тесно связана с Тимашевской птицефабрикой: они на ней работали, от нее же и жилье получили. Растили дочь и сына. Но встала фабрика, и перебралась семья Вышкварков к родителям­пенсионерам в Тимашево: жили в их квартире в Новой Елшанке по ул. Лесной; вместе легче переносились невзгоды 90-х. Но трагически ушла из жизни дочь, затем последовала смерть родителей, и в довершение всех тягот в конце октября 2007 года сгорел их шестиквартирный секционный барак из-за баловства соседской девочки с огнем. Вор хоть стены оставил бы, а пожар погреб все.
 В то время главой поселения был В. Гончарук, он-то и предложил Вышкваркам пустующую квартиру, которую выделили в свое время бывшему детдомовцу. Но через пару лет ее хозяин Руслан вернулся, пришлось освободить. Куда идти? Обратились к новому главе Н.И. Соловьеву, но оказалось, что у него для погорельцев нет ничего. 
 Пожив не в одной съемной квартире, супруги оказались в этом доме, где нет ни воды, ни газа, ни света, ни тепла. Еду они готовят на общей кухне соседнего дома, стирают, моются в квартире бывшей снохи. Впереди зима. Что ждет абсолютно одиноких пенсионеров (недавно умер и сын)? Мало того, на фоне перенесенных стрессов у Виктора Васильевича отнялись ноги. 

 «Николай Иванович, обращаюсь к Вам…» 
Сказать, что Вышкварки сдались, никак нельзя. Все эти годы они хлопотали: «Ну, есть же справедливость! Ведь люди кругом, не звери!» Стиснув зубы и вежливо постучавшись, Лидия Юрьевна входила в очередной кабинет. Зайдя, начинала говорить. Поначалу – не очень смело и не совсем складно, боясь поднять глаза. Позже стала повышать голос, пыталась жестикулировать, поднимала глаза и… упиралась ими в отсутствующие взгляды чиновников, на лбу которых бегущей строкой выписывалась мысль: «Когда ты уйдешь? Много вас таких».
 Вышкварка ходила, ходила, ходила. Стояла в очередях, объясняла, умоляла, носила всевозможные справки. Но денег­то лишних у пенсионеров нет, одна дорога до Кинель-­Черкасс и обратно обходилась всякий раз в двести рублей. Да и каждая справка (БТИ, к примеру) денег стоит: «Принесла справки? Молодец! Но нужна еще одна. Много кабинетов обошла, устала? Ладно, соберем комиссию и решим вопрос о постановке тебя на учет как нуждающуюся в жилье». 
 На гонку за документами Лидия Юрьевна потратила пенсию за несколько месяцев. Но добилась-таки решения комиссии. Правда, после обращения к прокурору района. Выдали ее на исходе лета, подписано оно начальником отдела по жилищной политике районной администрации: «Согласно распоряжению комитета по управлению имуществом Кинель-­Черкасского района № 273 от 26.02.2013г., вы приняты на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи - два человека... Номер очереди 1191…». 
Только вот согласно этой очереди Вышкварки могут надеяться на получение жилья лет эдак через сотню. Вот что пишет Лидия Юрьевна Губернатору: «…Мы погорели, находимся под открытым небом, администрация поселка в лице Н.И.Соловьева мер не принимает, даже разговаривать не хочет. В Кинель­Черкассы обращались, никаких сдвигов… Скитаемся по квартирам… Живем в доме, который идет под снос. У нас отключили свет, газ, воду… Скоро зима. Гибнуть под забором - наша судьба что ли?! Помогите». 

Принцип воронки 
Из всего увиденного и услышанного за эти две недели внедрения в жизнь обездоленных сделала вывод: стать бомжем – не сложно, а даже очень просто. Если ты живешь в деревянном многоквартирном бараке, ты уже в опасности: поднесла девочка к обоям в своей квартире спичку, и все скопом лишились домашнего очага. Если у тебя нет родственников, или они интересуются лишь собой, то ты одной ногой уже за бортом. Увы, за борт жизни выбрасываются все новые жертвы: вниз – пожалуйста, вверх – никак. Твои проблемы, тебе их и решать. Но бывают и исключения.  
Живет в Отрадном шестидесятидвухлетняя пенсионерка Ш., к которой я отправилась после разговора с ее соседкой по дому. Живет, если это существование можно назвать жизнью. В ее однокомнатной квартирке вместо оконных стекол – фанера, газ отключен за долги уже несколько лет, поэтому пища готовится на электроплитке, которая годится для музея быта 60-х годов, рваные обои, растрескавшийся от старости линолеум, грязные двери… В общем, обитель бича. Долги за квартиру накопились за несколько лет. Угроза лишиться и этого угла вполне реальная, а ведь она недавно перенесла инсульт. 
 - Как же Вы жили и живете? 
- Пила я. Но сейчас в рот не беру, соседка отмолила меня, теперь с ней в церковь хожу, грехи замаливаю. С июля мне легче стало: сестра пенсию выхлопотала, а до этого получала пособие 1232 рубля. Соседи помогают: кто картошку принесет, кто еще что.
 Сын на Севере, раньше иногда деньги присылал, теперь не шлет: узнал, что у меня забирает их дочь: непутевая она, нигде не работает. Я виновата в такой ее судьбе. 
Уходила я от женщины с тяжелым сердцем, понимая, что при пенсии в 4338 рублей ей никогда не расплатиться с долгами. Что у нее впереди? Участь тех бездомных? Или пока не поздно, надо устроить старого человека в дом-­интернат? Но кто этим займется, когда мы все так спешим по своим делам, решая личные проблемы? 

Судьбы бывают разные
 Год от года количество нуждающихся в социальном жилье (как пример - история семьи Вышкварков) не уменьшается, как не уменьшается и число тех, кому нужен ночлег за казенный счет или место в доме престарелых. 
В Самарской области есть два дома ночного пребывания – в областном центре и в Тольятти (в них одновременно могут находиться около ста пятидесяти человек). Наверное, их должно быть больше, чтобы самый отъявленный бомж, не обремененный документами, мог рассчитывать на теплую постель, первую медпомощь и даже на талон на одноразовое питание. Возможно, дом ночного пребывания должен появиться в Отрадном: ведь именно сюда стекались бы бездомные со всей округи: они тянулись бы туда, где можно выжить. 
Конечно, далеко не все из них пытаются повернуть жизнь вспять. Большинству нужно просто «перекантоваться», спасаясь от голода и холода. Так пусть это будет спец-приемник, а не вокзал, как у Грабована и Жалимова, и пусть наутро они вновь отправятся бродяжничать (это, в первую очередь, те, у кого страсть к скитаниям – нечто вроде болезни). Принцип «моя хата с краю» циничен, губит нас – хороших и плохих, бездомных и живущих в тепле и уюте. Ведь государство­-то не из березок состоит, а из людей. Людей надо беречь. Людей! 

О бездомных надо позаботиться 
Тольяттинские депутаты предложили создать деревню для бездомных, самарские намерены обратиться в Государственную и областную Думы. 
Оказание помощи бомжам – это государственные полномочия. Деньги на эти цели муниципалитетам не выделяются, у них на это полномочий нет. 
Создается правовая коллизия: если город потратит средства на приюты для бездомных, то эти траты признаются не эффективными, что влечет за собой ряд бюджетных ограничений. 
Депутаты городского округа Самара намерены обратиться в Губернскую Думу с концепцией развития социальной помощи лицам без определенного места жительства и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Дело в том, что в областном центре есть социальная гостиница на 20 мест, но ее явно недостаточно. 
Тольяттинские депутаты вышли к Губернатору с предложением о создании деревни для реабилитации бомжей по опыту других областей, где подобная практика показала себя успешной. Только по Тольятти людей, не имеющих крыши над головой, насчитывается около трех тысяч. Депутат Думы г.о. Тольятти М.Носорев выразил мнение своих коллег: «Бомжи - живые люди, они живут в нашем государстве, которое должно заботиться о них. Социальная реабилитация и адаптация должна представлять собой комплексную, многоуровневую систему взаимосвязанных действий, направленную на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Без государственной поддержки осуществить такие комплексные меры нельзя».

Татьяна Альмеева


странник
ЛЕД ТРОНУЛСЯ ГОСПОДА ПРИСЯЖНЫЕ.НАКОНЕЦ-ТО ПОЯВИЛАСЬ СТАТЬЯ, НА ФОНЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЗАБРЕЗЖИЛ ОГОНЕК МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ" РАЗВИТОГО КАПИТАЛИЗМА ".
Имя Цитировать Скрыть Удалить
 
Текст сообщения*
 
28.03.2024 14:14:00 Кто станет «ЭкоЛидером-2023»?

В Самарской области стартовал прием заявок на конкурс «ЭкоЛидер» по итогам 2023 г.

27.03.2024 14:16:00 Акция «Журавли» - в память о погибших в теракте

Самарская область присоединилась к акции «Журавли»

27.03.2024 14:12:00 Выбирай территорию для благоустройства

В Отрадном стартовало голосование по выбору территории для благоустройства

27.03.2024 12:44:00 Музыка для души и сердца: слушайте и смотрите

Виртуальный концертный зал в ДК «Россия» стал уникальной культурной площадкой для отрадненцев

27.03.2024 12:40:00 В гуманитарной миссии важна регулярность

С начала СВО отрадненцы беспрерывно отправляют гуманитарную помощь «за ленточку»