1022_157_small.gif


Общество и культура

Большой «крест» на наркомании и алкоголизме

23.08.2013 08:52:00

Шесть миллионов человек в России употребляют наркотики. Получается приблизительно, что каждый 30-й пробовал или систематически употребляет наркотики. Но это означает и то, что остальные 29 не могут чувствовать себя спокойно, не могут сказать, что в их семье этой проблемы нет. Наркотики - это то, что затрагивает каждого. Но лекарство от наркомании есть.


Это обращение к вере. Об этом наш разговор с клириком храма Святого Целителя и Великомученика Пантелеимона отцом Димитрием.

Разговор начался с причин, по которым не только нашу страну, но и весь мир захлестнул девятый вал наркомании и алкоголизма. Действительно, наркотики известны человечеству на протяжении уже многих тысячелетий. И условия для массового их употребления существуют еще с каменного века. И торговля, вдохновляемая во все времена жаждой наживы, тоже известна людям давно. Наркоманы были, и наркоторговцы были, но все это не угрожало обществу. Почему же вместо того, чтобы деградировать и вымирать, то есть вместо того, чтобы идти по той дороге, по которой идет сегодня человечество, наши предки, хоть и не без греха, но удерживались? 

А дело все в том, что революция дала власть безбожникам, и они свое дело сделали: веру порушили. В 20-м веке отторгли людей от духовной жизни и, прежде всего, от Русской Православной Церкви. А ведь христианская вера определяла смысл жизни наших предков.


Дорога в храм
- Родился в Воронеже в обычной семье, никак не связанной с церковью, - рассказывает о. Димитрий, - рос в Тольятти. В 90-е годы многие молодые тольяттинцы увлекались модными тогда единоборствами. Вместе с друзьями заниматься стал ими и я; борьбе нас обучал тренер, изучавший восточные философии. Интерес к ним он пробудил и в нас, своих учениках. Служил я в ракетных войсках, но связи с наставником не терял. В одном из писем он сообщил, что нашел-таки истину, которую искал и у Конфуция, и в суфизме, и у Будды, а обрел ее в православии.

Именно его пытливость привела и меня к размышлениям о смысле бытия. Работал и одновременно занимался в воскресной школе при храме. Затем пригласили в церковный хор, а мне всегда нравилось церковное пение. И так жил семь лет, до 98-го; памятный год, когда я окончательно связал свою судьбу со служением Богу. Мне всегда хотелось тишины и покоя деревенской жизни, тяготился я городом. Вот и искал себя: трудником в монастыре, рядом с подвижником веры на лесной пасеке, была мысль о монашестве, служил в храме, учился в Самарской духовной семинарии. И если мой тренер так и продолжал искать истину, поглощая книги, то моим путем стал путь деятельного христианина: «Образом будь верным. Словом, житием, любовью, верою и чистотою…». Чудо Божье привело меня к вере. Владыка Никифор благословил меня на священство в прошлом году.


Без Бога ни до порога
- Несколько поколений родились и воспитывались на атеизме, - продолжает разговор о. Димитрий. - Был моральный кодекс, практически воспроизводивший Заповеди Божьи. Но это лишь декларация, никак не затрагивавшая душу человека. Наркоманы, алкоголики были и при Советах, а с разрушением Союза люди испытали глубочайший шок: экономический, идеологический, духовный. Многие утеряли и без того зыбкий смысл жизни. А ведь он главный стержень человека. В поисках ответов на мучившие вопросы кто-то обратился к вере, а кто-то ударился в удовольствия: «бери от жизни все!», «жить быстро, умереть молодым!» С духовной точки зрения, любая зависимость — всегда результат духовного опустошения и стремления заменить утерянную связь с Богом алкоголем, наркотиками, деньгами, властью, работой, путешествиями, азартными играми.

Но православие дает ответ на вопрос: «Зачем мы живем?» Верующий знает, что все не заканчивается на этой земле, что мы отойдем в жизнь вечную. Это открыто человеку в откровениях святых отцов, в Пасхальной радости, через крестные страдания и воскресение Спасителя.


Вечный вопрос: что делать?
На наркоманах лежит социальное клеймо. Это отчасти связано с советским временем, когда человек, страдавший алкоголизмом, а тем паче наркоманией, ассоциировался с тунеядцем. Не хочет, мол, работать, так пьет водку. И когда заходит речь о наркозависимых людях, нередко слышишь: да их надо изолировать, отселять...

Презрительное отношение. Без христианского сострадания и с нехристианским осуждением. 

- Отец Димитрий, бывают ли в храме наркоманы? И если обычному человеку путь к вере дается нелегко, то каков же он для них? 

- Еще Святитель Дмитрий Ростовский, живший в 17 веке, вопрошал у священников: «Ради Господа Иисуса Христа вы в храме или хлеба куска ради?» Другой святой, наблюдая в храме толпы прихожан, сказал, что только двоих видел. А остальные? Это были те, кто только мостил дорогу к Богу. 

«Пьянство само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя душу смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним…», — говорит Иоанн Златоуст. Наркомания, по сути, есть отказ от жизни. Этот отказ жить в этом мире этой жизнью кончается зачастую смертью. Но отвести беду можно: «ищите и обрящете». Причастием Святых Христовых Тайн, молитвами, исповедуясь. В основе этой тайны - покаяние, то есть перемена ума, мыслей, сердца, искреннее стремление к изменению себя и духовному преображению. Искреннее обращение к Господу всегда бывает услышано.

Преображается и праведник, и такой грешник, как наркоман, низвергнувший все заповеди Божьи. Потому что Господь любит всех живой любовью. Однако на Бога надейся, да сам не плошай.


Начинать надо в семье
Семья рождалась в Церкви, которая как мать бережно сохраняла ее и призывала супругов к рождению детей и воспитанию их в Евангельских заповедях. Русские семьи были многодетными и объединяли несколько поколений. Старики не чувствовали себя лишними, а матери видели себя, прежде всего, заботливыми воспитательницами своих детей: «любовь долготерпит, милосердствует, ... не завидует, ... не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; ... все переносит» (1 Кор. 13, 4-7).

Воспитание ребенка надо начинать еще в утробе матери: мама молится о малыше, постится; она новорожденного крестит; приносит на причащение. В семь лет ведет на первую в жизни человека исповедь. Так должно быть. Если родители показывают пример здоровой жизни, не лицемерят на работе и дома, если их образ не связан с греховными увлечениями, то ребенок наследует родительский пример и вырастет здоровым духовно и физически. Он будет меньше болеть, будет доверять родителям, и если мать или отец сказали, что алкоголь и наркотики это плохо, то он будет знать, что это так. 

Татьяна АЛЬМЕЕВА


 
Текст сообщения*
 
18.04.2024 16:18:00 "Весенняя театралия" подвела итоги

В Отрадном завершился ХХ Открытый городской фестиваль детских театральных коллективов

18.04.2024 14:16:00 Читайте книги о героях СВО

Библиотеки региона реализуют сетевой проект публичных библиотек Самарской области «Сила в правде»

17.04.2024 14:40:00 На площадках "СОдействие.PRO"

Мероприятие прошло в рамках фестиваля добрососедства «СОдействие.PRO Отрадный» в минувшую пятницу

17.04.2024 14:03:00 Александр и Наталья Русановы: "Дети - смысл нашей жизни"

Гости "РТ" - семья Русановых

17.04.2024 13:57:00 Испытатель ракетных двигателей

Гость "РТ" - Андрей Георгиевич Сартаков - испытатель ракетных двигателей