1022_157_small.gif


Общество и культура

Память и беспамятство

16.05.2013 14:05:00

Продолжение. Начало в № 19 от 08.05.2013 г.

В романе «И дольше века длится день» (он еще известен под названием «Буранный полустанок») мудрейший писатель Чингиз Айтматов еще в 70-х годах XX века предупреждал мир о последствии беспамятства: выжженная земля, дебильно-наркотическое потомство, безбудущность.


«Все это уже было», - повторяет он строку из Библии и рассказывает о манкуртах, т. е. о людях, лишенных памяти. В древние времена во время набегов взятым в плен мальчикам надевали на головы желудки свежезарезанных овец и плотно обматывали платками. Было больно, но они под страхом смерти терпели боль. А через год из них получались зомбированные рабы, совершенно не помнящие своего прошлого. Известно, что из подобных рабов турки формировали полки янычар. И не было в истории человечества воинов более беспощадных и жестоких, ибо были они никто: без родины, без корней, без памяти о доме. По сути, это были нелюди.

Сегодня на дворе XXI век. И куда как много различных средств: психотропных, информационных, гипнотических, способных лишить человека памяти. Поговаривают даже о создании (или уже созданном) психотропном оружии. Не дай нам Бог дожить до этого!

Но самое страшное, когда люди добровольно вступают на путь беспамятства и ведут за собой детей. И здесь мне хотелось бы сказать о мере нашей ответственности относительно проблемы памяти.

Касаясь того или иного исторического события или исторической личности, человек должен понимать, что говорит, для чего говорит, давать себе отчет, как это может «аукнуться» в памяти будущих поколений. Поэтому я никогда не соглашусь с Н. Сванидзе, в принципе умным человеком, который в своих политических спорах приравнивает Сталина к Гитлеру. Что это? Родовая месть, исторический идиотизм или попытка сделать себе имя во что бы то ни стало? Удивил меня и известный писатель Д. Гранин, заявивший в своем последнем романе «Мой лейтенант», что мы имели к началу войны двойное преимущество в технике и живой силе на западных границах, что «выходит мы и спровоцировали эту войну» с фашистской Германией. Я понимаю, автор сражался в ополчении под Ленинградом, видел войну, был ранен. Но нельзя утверждать подобное. Мне кажется, чем человек более известен, более открыт для общества, тем выше должна быть для него планка ответственности перед Памятью.

В этой связи для меня эталоном является академик Д.С. Лихачев, интеллигент, ученый, публицист, гражданин. Это он написал более 1000 ярчайших статей. Это он утверждал, что «не сохраняя в себе самом Память Прошлого человек губит часть своей личности». Это он ввел в мировую историю понятия «экология культуры», «экология Памяти», «экология нравственности».

А вот совсем иной пример. Года два тому назад все центральные СМИ взахлеб рассказывали о том, какой юбилей «отгрохал» никелевый «король» М. Прохоров, как вдохновенно отплясывали перед ним на куршавельских столах под гимн России женщины, как их называли в Европе, «горизонтальной профессии».

Вы можете представить себе такое в Англии или Америке – вожделенных местах нашей «элиты»? Да там его просто судили бы за оскорбление Государственного гимна, который, как известно, является символом страны. А народ просто смешал бы этого «выскочку» с дерьмом. А на нашем «кладбище все спокойненько, и такая вокруг благодать», как говаривал В. Высоцкий.

А спустя некоторое время этот же Прохоров, бывший комсомольский секретарь райкома Замоскворечья (этой информации московских СМИ нельзя не верить), уже и сам отплясывал на вечеринке в компании себе подобных на … борту крейсера «Аврора». Вот так. И не меньше. И, как сказал известный герой Ф.М. Достоевского Раскольников, - «никаких преград».

Вы можете представить себе бал парижских школьников или юбилей Пьера Кардена, ну, скажем, в Бастилии? Нет. Я тоже.

А еще через год он, я все о М. Прохорове, еще и выставит свою кандидатуру на пост Президента России и получит поддержку и И. Хакамады, и А. Пугачевой, и А. Макаревича, и еще десятка политических «пони», что «бегают по кругу». Господи! В наши интеллигентные 60-е физики назвали бы это «сдвигом по фазе», а лирики «полным отсутствием всякого присутствия».

В нынешние, менее интеллигентные времена, народ бы сказал: «Дурдом». А это и есть в высшей степени беспамятство. А еще – безнравственность.

Я нередко задаю себе вопрос: «Ну почему у нас все так, не по-человечески что ли? Почему?» Почему французы с гордостью празднуют День парижской коммуны, а мы стыдливо заменили праздник Октябрьской революции на День примирения и согласия. Кстати, кого с кем? Меня с Чубайсом и Абрамовичем? Да ни в жисть.

И еще о Памяти. Помнится однажды, кажется во Флоренции, мы стояли перед внушительным памятником какому-то древнему императору, жившему где-то до н. э. И судя по рассказу экскурсовода-итальянки, этот император был такая сволочь, что, говоря по-русски, на нем негде было пробу ставить. Я и вмешалась. «Если он такой гад, - говорю, - то почему ему памятник до сих пор стоит?» Она посмотрела на меня взглядом, каким всепрощающие люди смотрят на умственно отсталых детей, и простенько так сказала: «Так ведь это наша история». И тогда первый раз жизни я поняла, что значит «провалиться сквозь землю».

Впрочем, свежа у меня в памяти такая сцена: группа «преобразователей» во главе с Ельциным, под улюлюканье толпы стаскивает с пьедестала памятник Д.Э. Дзержинскому, Председателю Всероссийской чрезвычайной комиссии, «главному чекисту». Что, снова «весь мир насилья мы разрушим?» Стоило огород городить. А то, что эта ВЧК за пять лет покончила в стране с беспризорностью, порожденной революцией и гражданской войной, видимо не в счет. А у нас и сегодня, 25 лет спустя (я веду отсчет от перестроечного переворота), в стране более двух миллионов беспризорных детей, которыми подторговывают некоторые российские чиновники, плодя маленьких эмигрантов – манкуртов. Или новых янычаров? Будущее покажет.

Память, она не только фиксирует события, она и приговоры подписывает.

Поэтому и вошел Дзержинский в историю страны как «железный Феликс», а Ельцина в народе окрестили (слово из 7 букв: первая «п», последняя «а»). И если говорят, что народ имеет такого правителя, какого заслуживает, то «я вам не скажу за всю Одессу», но лично я заслуживаю лучшего.

Не могу обойти молчанием последнее «приключение» из деятельности «Поиска-35». Поставив памятники погибшим летчикам в с. Черновка, мы взялись за Красный Яр. Именно там первые 8 месяцев войны стоял 5 запасной авиаполк, именно там он потерял первого летчика.

Мы созвонились с администрацией, отправили в местную газету уникальный материал-статью начштаба 5 ЗАПа Сергея Кузьмича Медведева, летчика, бравшего Берлин. Он писал о той огромной поддержке, которую оказали красноярцы полку в эти самые трудные первые месяцы войны. А еще мы попросили откликнуться тех, кто знает что-нибудь о Николае Ласкове и поместили его фото.

А чуть позже мы встретились с Главой с/п Красный Яр А.Г. Бушовым, рассказали о необходимости поставить памятник. К чести Алексея Геннадьевича, он отказался от предложенных нами денег и сказал, что памятник будет поставлен.

Мы перезванивались, а через год, поздравляя с Днем Победы человека, присланного нам Главой Красного Яра для связи с нашей «следопытской общественностью», я узнала, что «памятник на днях поставлен».

«Что же вы нас не позвали? – вырвалось у меня. – Он же наш. Мы бы приехали со следопытами, привезли цветы». Он стал оправдываться, ссылаясь на Главу поселения. «Ну, Бог с ними, - решили мы. – Сделано главное: памятник Коле Ласкову стоит. Еще одной безымянной могилкой на земле стало меньше».

Недавно мы с мужем навестили Колю. Могилу его так и не нашли, поэтому памятник стоял на краю старого кладбища. Две плиты из черного гранита. На одной – вертикальной – красивое мужественное лицо. Ниже надпись: Ласков Николай Николаевич 1916-17.02.1942 г. На другой – горизонтальной – ИЛ-2, все еще летящий, все еще атакующий. Мы положили гвоздики. «Родня?» - спросил проходящий мимо дед. – «Родня», - ответила я.

Но то, что я узнала позже от местных жителей, ввело меня в шок. Оказывается, есть такое мнение, что Н. Ласков погиб потому, что полетел на задание … пьяным. И эти сведения они узнали от В. (называю его так исключительно только потому, что в Отрадном живут его дети), человека в Красном Яре известного. Что знаю я. 19 февраля 1942 года в полк прибыл начальник штаба бригады. Летчик Н. Ласков получил задание совершить облет окрестностей Красноярского района с целью поиска свободных земель для военных аэродромов. ИЛ-2 был учебно-перепланировочным, двухместным.

Вторым пилотом был начштаба бригады. Через 1,5 часа пришло сообщение, что самолет врезался в землю. Н. Ласков погиб, начштаба остался жив. Ну, и как вы себе представляете это? Примерьте к себе. Вы – начальник. К вам приехало высокое руководство. А вы даете ему пьяного водителя – и в путь? А, может быть, поите сразу обоих – и вперед?

Даже сейчас эта ситуация не складывается. А тогда была война. Страшные бои около Москвы, в Сталинграде, везде, куда успел дойти враг. Вопрос: быть иль не быть – стоял не только перед Россией, перед человечеством. Да каждый знал, что любой серьезный проступок – это пуля в лоб. И стали бы они рисковать?

Даже если теоретически предположить, что летчик перед полетом выпил. Предположим. Он прожил всего 25 лет и уже знал, что такое война. И вот теперь я спрашиваю: какое право имел гражданин В. пользоваться непроверенными данными и распространять слухи? Я позвонила в Красный Яр и спросила в лоб: какими фактами по данной ситуации он располагает?

В. возмутился, сказал, что его все знают, что он просто не мог такое сказать. Что вот памятник поставил. «Ну, предположим, памятник не только вы ставили», - заметила я и положила трубку.

Передо мной фотография военных лет – похороны Коли Ласкова: приспущенное знамя полка и комиссар Хотылев, говорящий последние слова. На Руси всегда говорили: «О мертвых или хорошо, или ничего».

Да что же это мы так опоганились, что грязь льем на погибших? Как говорили в моем послевоенном детстве, за такие сплетни (а мне в Красном Яру переносчиком назвали В. И пусть все это будет на совести красноярцев) морды бить надо. Коля Ласков из поколения, которое спасло нас ценой своих жизней. Погибли, но победили. И навсегда в памяти людской он – Победитель. А что сделали за свою жизнь мы? Да ничего. Даже страну не смогли сохранить, за которую они пали.

А знаете, почему у нас такое большое внимание уделяется сейчас Дню Победы? Да потому что у нас не осталось больше ничего из того, чем мы можем гордиться. Почти 70 лет мы живем, защищенные Великой Победой, их победой, как щитом. Помните строки Высоцкого из песни «Он не вернулся из боя»: «Наши мертвые нас не оставят в беде, наши мертвые, как часовые». А ведь это не метафоры. Это правда. Они до сих пор спасают нас, подарив нам имя «потомки победителей».

А ведь больше никто в мире не смог уничтожить зверя. А они смогли. 

Зоя Голубева


 
Текст сообщения*
 
28.03.2024 14:14:00 Кто станет «ЭкоЛидером-2023»?

В Самарской области стартовал прием заявок на конкурс «ЭкоЛидер» по итогам 2023 г.

27.03.2024 14:16:00 Акция «Журавли» - в память о погибших в теракте

Самарская область присоединилась к акции «Журавли»

27.03.2024 14:12:00 Выбирай территорию для благоустройства

В Отрадном стартовало голосование по выбору территории для благоустройства

27.03.2024 12:44:00 Музыка для души и сердца: слушайте и смотрите

Виртуальный концертный зал в ДК «Россия» стал уникальной культурной площадкой для отрадненцев

27.03.2024 12:40:00 В гуманитарной миссии важна регулярность

С начала СВО отрадненцы беспрерывно отправляют гуманитарную помощь «за ленточку»