Запись на прием к врачу4.jpg


Город

Как идет “оприборивание” жилья?

09.06.2011

На 1 января 2011 года количество многоквартирных домов (МКД) в области, полностью оснащенных необходимыми общедомовыми приборами учета коммунальных услуг, оказалось  таковым: Самара – 11,2% к общему количеству МКД; Новокуйбышевск – 5,3%; Кинель – 3,8%. Отрадный -1%.
Самый  высокий результат по Тольятти – 45,6%.
По индивидуальным (поквартирным) приборам учета положение с установкой следующее: Самара – 15,5%,  Кинель – 8%, Новокуйбышевск – 5,2%. Отрадный – 20%.
Тольятти – более 50%.
Необходимость оборудовать все дома приборами учета предписана законом №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». В законе оговорено, что при выполнении ряда условий общедомовые приборы могут быть установлены за счет бюджетных средств.

Чем это вызвано?
К экономности в части коммунальных услуг население нашей страны раньше относилось как к пустому звуку. Благодаря огромным дотациям на ЖКХ, которые перекрывали суммарные бюджетные затраты на медицину и образование, стоимость коммунальных услуг в семейном бюджете составляла «копейки» и была самой низкой в мире.
Но переход к рыночной экономике привел к прекращению государственного дотирования энергетических предприятий и потребителей их продукции. Тарифы на электроэнергию, тепло, на газ и воду потребовалось привести в соответствие с фактическими затратами на их производство. И все возрастающая стоимость «коммуналки» с каждым годом становится для граждан все ощутимей.
Вместе с тем отсутствие приборного учета породило колоссальные потери тепловой энергии и теплоносителя в городских тепловых сетях, а также низкую надежность теплоснабжающих систем. По экспертным оценкам, утечки теплоносителя из сетей достигают 20% транспортируемого расхода. Тепловые потери в сетях доходят до 30% отпущенной энергии.
Причиной необходимости введения приборного учета являются факторы завышения проектных тепловых нагрузок  и несоответствия фактического теплопотребления реальным потребностям.
Перерасход воды на горячее и холодное водоснабжение во многом прямо связан с отсутствием приборов учета. С одной стороны этому способствуют методики расчетов с потребителями воды – на основе явно завышенных нормативов. А с другой стороны имеет место расточительность потребителей. Все, кто перешли на расчеты по счетчику, с первого же дня его установки стали расходовать воду экономней.
  
Сроки диктуют законы
Законодательство, регулирующее сферу отношений по энергосбережению, включает в себя целый ряд законоположений:
- Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении»;
- Федеральный закон от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»;
- Федеральный закон от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
- Жилищный кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- Правила предоставления коммунальных услуг гражданам;
- Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации;
- а также ряд Приказов Министерства энергетики РФ по утверждению форм предложений и порядка заключения договоров по установке, замене и эксплуатации приборов учета.
Законом «Об энергосбережении» установлено, что до 1 января 2012 года собственники помещений в МКД, кроме ветхого и аварийного жилья, обязаны обеспечить оснащение коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии и электрической энергии, а также индивидуальными (квартирными) приборами учета воды, электрической энергии и газа.  
Но на местах эта работа идет медленными темпами. Сказывается противоречивость законодательных актов. Другие причины – в масштабности, дороговизне работ, в непонимании требований законодательства и в низком жизненном уровне значительной части населения.
С учетом складывающегося положения в стране группой депутатов Государственной Думы (П.В.Крашенинников, К.В.Ветров и др.) в Госдуму внесен проект о продлении срока до 1 июля 2013 года.
Со стороны Правительства РФ в Госдуму внесен проект по переносу сроков обязательной установки приборов учета газа - до 1 января 2015 года.
Ситуация может измениться с новыми Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Постановлением Правительства РФ (№354 от 06.05.2011) Правила приняты и вступают в действие через несколько месяцев. Правила №307 от 2006 года  утрачивают силу.

Региональные и местные программы
В целях реализации государственной политики реформирования жилищно-коммунального комплекса Правительством Самарской области в 2009 году утверждена областная целевая программа «Поэтапный переход на отпуск коммунальных услуг потребителям» на 2009-2015 годы. Заказчиком Программы выступило Министерство строительства и ЖКХ области.
Эта программа должна выполнить следующие задачи:
- обеспечить приборным учетом фактическое потребление энергоресурсов в МКД;
- уменьшить оплату населением коммунальных услуг;
- упорядочить расчеты между поставщиками и потребителями за коммунальные услуги.
Реализация Программы рассчитана на три этапа.
На первом этапе (2009 год) предлагалось подготовить проекты установки общедомовых приборов учета и реализовать пилотные проекты  по их комплексной установке - с последующей диспетчеризацией.
Второй этап (2010-2012 годы) включает в себя мероприятия по обеспечению установки общедомовых приборов учета на зданиях, требующих минимальных технических изменений.
К третьему этапу (2013-2015 годы) отнесены мероприятия по обеспечению установки общедомовых приборов учета на зданиях, требующих существенной корректировки (реконструкции) систем энергоресурсоснабжения.  То есть по региональной программе в 2015 году предусмотрено полностью оснастить многоквартирные дома общедомовыми приборами.
Органы местных самоуправлений области были обязаны на своем уровне принять программы поэтапного перехода на отпуск коммунальных услуг потребителям по приборам учета.  

Анализ сделанной работы
11 мая этого года в Губернской Думе состоялось заседание Комиссии по вопросам развития инфраструктуры Совета представительных органов городских округов и муниципальных районов. Был представлен глубокий анализ по реализации мероприятий в рамках областной целевой адресной программы «Поэтапный переход на отпуск коммунальных услуг потребителям» на 2009-2015 годы.
В рамках этой программы в 2009 году средства в сумме 57 млн. руб. были выделены Тольятти. Это  позволило установить в 166 многоквартирных домах 498 приборов учета энергоресурсов: 166 приборов учета теплоснабжения, 166 – горячего водоснабжения и 166 – холодного водоснабжения.
В 2010 году средства  были направлены Похвистневу – 28,35 млн. руб. и Нефтегорску – 832 тыс. руб. На эти средства в Похвистнево приборами учета было оснащено 122 дома,  в Нефтегорске - 14.  
Средняя стоимость работ по оборудованию дома общедомовыми приборами учета тепловой энергии, горячей и холодной воды в нашей области составилась в  среднем в сумме 300 тыс. руб.

Срочный пакет
Для предоставления субсидии из областного бюджета на установку приборов учета органы местного самоуправления должны представить необходимую документацию и как можно быстрей. По сведениям отдела инфраструктурного и природоохранного законодательства, выполняющего этот анализ, в марте текущего года полный пакет документов был представлен только городом Октябрьск. На стадии готовности работа была у городских округов Самара, Новокуйбышевск и Отрадный.  
Программы, принятые в большинстве муниципальных образований, так же, как и областная программа, рассчитаны на срок выполнения установки общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов до 2015 года.  
Но в таких городских округах, как Сызрань и Жигулевск, утвержденные было программы были отменены и приостановлены из-за недостаточности средств местного бюджета на их выполнение. В Самаре, в Чапаевске и ряде других городских округов и муниципальных районов в 2010 году количество общедомовых приборов учета было установлено меньше запланированного или вообще не установлено. Причина та же - отсутствие средств.
Наиболее оптимально исполняется программа поэтапного перехода на отпуск коммунальных услуг потребителям по приборам учета только в Тольятти. Из запланированных в 2010 году 380 домов общедомовыми приборами учета был оборудован 341 дом. Кроме того, 135 домов были оборудованы общедомовыми приборами учета при проведении работ по капитальному ремонту.

Выше спрос – дороже установка
По информации участников заседания Комиссии, средняя стоимость установки индивидуального прибора учета холодной воды (и горячей), в области составляет 2,5-3 тыс. руб.
Установка индивидуального прибора учета электроэнергии  обходится в  1-1,5 тыс. руб.
Стоимость установки индивидуального прибора учета газа составляет 8-9 тыс. руб.
Основной организацией, осуществляющей установку приборов учета газа, является ООО «Средневолжская газовая компания» («СВГК»), которое осуществляет и опломбировку (разрешение в эксплуатацию).
Стоимость установки прибора учета газа (по данным СВГК по Самаре) складывается из следующих позиций:
- стоимость прибора – 1,5-2 тыс. руб.;
- стоимость установки прибора с необходимостью газосварочных работ при наличии плиты и колонки – 4318 руб.;
- стоимость установки крана – 267 руб.;
- стоимость прокладки с пневматическим испытанием внутридомового газопровода – 436 руб.;
- стоимость материалов – 301 руб.;
- транспортные расходы – 615 руб.;
- НДС 18% - 1068 руб.
По мнению председателей ТСЖ и ЖСК, стоимость установки приборов учета газа СВГК завышена.  Но, возможно, что высокий спрос и вызвал удорожание приборов и работ по их установке.
Согласно условиям публичного договора, который заключается между потребителем и исполнителем работ, установление цены на услуги по установке (замене или эксплуатации приборов) должно происходить по соглашению сторон. Но так как время поджимает, то создаются и предпосылки для необоснованно высоких цен.
В связи с этим Самарская общественная организация правовой помощи и просвещения «Гражданская позиция» выступила с предложением устанавливать предельные цены на работы по установке приборов учета.  Но Министерство строительства и ЖКХ обращает внимание на различные факторы, влияющие на конечную стоимость договора: различная степень износа коммуникаций, особенности схем ресурсопотребления, неудовлетворительное состояние тепловой изоляции трубопроводов и т.д.  

Выгодность от приборов учета
На заседании в Губернской Думе была представлена информация по экономической эффективности использования приборов учета коммунальных ресурсов.
В качестве примера взята «семья» из трех человек, проживающая в изолированной квартире.

1. Индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды - нет.
Общедомовых приборов учета холодной и горячей воды - нет.
Средний размер платы по этим услугам составляет:
а) в Самаре: холодная вода – 340,23 руб.; горячая вода – 1001,82 руб.; водоотведение (канализация) – 222,54 руб.  Итого – 1564,59 руб.;
б) в Тольятти – 1700 руб.;
в) в Новокуйбышевске – 1024,31 руб.;
г) в Кинеле – 1491,27 руб.

2. Индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды - нет.
   Общедомовые приборы учета холодной и горячей воды - имеются.
Средний размер платы по этим услугам составляет:
а) в Самаре: холодная вода – 219,70 руб.; горячая вода – 737,44 руб.; водоотведение   – 149,96 руб. Итого – 1107,10 руб.
б) в Тольятти – 1600 руб.;
в) в Новокуйбышевске – 728,89 руб.;
г) в Кинеле – 1491,27 руб.

3. Индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды - имеются.
Общедомовые приборы учета холодной и горячей воды - отсутствуют.
Средний размер платы по этим услугам составляет:
а) в Самаре – нет информации;
б) в Тольятти – 550 руб.;
в) в Новокуйбышевске – 312,08 руб.;
г) в Кинеле – 506,85 руб.

4. Индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды - имеются.
Общедомовые приборы учета холодной и горячей воды - имеются.
Средний размер платы по этим услугам составляет:
а) в Самаре: холодная вода – 219,70 руб.; горячая вода – 489,77 руб.; водоотведение  – 88,23 руб. Итого – 797,70 руб.
б) в Тольятти – 900 руб.;
в) в Новокуйбышевске – нет информации;
г) в Кинеле – 506,85 руб.
Как видно из представленной информации, в Самаре, Тольятти и Кинеле расходы на оплату горячей и холодной воды, в общей сложности, снизились при наличии одновременно общедомовых и индивидуальных приборов учета более чем в 1,5-2 раза.
Расчеты показывают, что должно иметь место снижение стоимости потребления горячей и холодной воды при наличии индивидуальных приборов учета и при отсутствии общедомовых приборов учета.

По поддержке отдельных категорий потребителей
В каждом муниципальном образовании проживают инвалиды и участники ВОВ, блокадники, лица, награжденные орденами и медалями за самоотверженный труд в период ВОВ, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.  На заседании Комиссии в Губернской Думе шел разговор о рассмотрении в Правительстве области возможности софинансирования мероприятий по установке индивидуальных приборов учета газа, холодной и горячей воды этим категориям потребителей.
В городском округе Отрадный населению предоставляются из местного бюджета целевые займы на приобретение и установку индивидуальных приборов учета коммунальных услуг с уплатой процентной ставки в размере 10% годовых. Пенсионерам и многодетным семьям ставка определена в размере 5% годовых. Льготным кредитованием занимается Фонд жилья и ипотеки (г. Отрадный, ул. Сабирзянова, 18, тел. 2-18-97).
ООО «Промсервис» (г. Отрадный, ул. Орлова, 16, тел. 3-37-77, 2-64-64),  располагающее лицензией на установку приборов учета,  по договоренности с Администрацией городского округа предоставляет малоимущим гражданам скидку на установку приборов учета газа в сумме 500 руб. Для получения скидки надо представить справку из Управления социальной защиты населения.

С законодательными инициативами
По итогам анализа практики в части установки приборов учета коммунальных услуг специалистами отдела по развитию инфраструктуры Губернской Думы был выработан ряд предложений. По ним готовятся законодательные инициативы по внесению изменений в положения, регулирующие отношения в сфере ЖКХ.
Вот основные предложения:
- по рассмотрению возможности продления сроков исполнения Федерального закона «Об энергосбережении»;
- по установлению в законодательстве условия об осуществлении монтажа приборов учета только на технически исправные системы;
- предоставления абонентам рассрочки платежа за установку общедомовых приборов учета (управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией) на 5 лет – при условии отсутствия у жильцов дома задолженности за коммунальные услуги;
- возможности перехода обязанности по оплате рассрочки на новое лицо, которому может быть передано управление МКД;
- установления федеральным законодательством порядка установки общедомовых и индивидуальных приборов учета.
Но здесь также следует принимать в расчет новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые влекут свои изменения в этом вопросе.

Светлана Селиверстова, руководитель Управления ЖКХ и ОН Администрации города:
-  Желание муниципалитетов войти в целевую программу поэтапного перехода на отпуск коммунальных услуг потребителям по приборам учета, требует финансового подтверждения своей доли расходов. В текущем году депутаты Отрадненской Городской Думы утвердили на эти цели 1 млн.610 тыс. рублей в расходной части бюджета.
Городской округ Отрадный рассчитывает на включение в целевую программу, в объеме 70-ти типовых домов - 125-й и 439-й серий. Это дома, которые имеют техническую возможность для оборудования общедомовых узлов учета потребления тепловой энергии и воды. Список в КСК составлен. Условием для выделения бюджетных средств является также наличие готового проекта на установку общедомовых приборов учета на каждом доме из проходящих по программе.

Виктор Часовских, председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Самарской области:
- Индивидуальные приборы учета позволяют каждому собственнику точно знать, сколько он реально получает тех или иных коммунальных услуг. При их отсутствии мы платим по нормативам. Опыт показал, что существующие нормативы коммунальных услуг сильно завышены. Норматив потребления холодной воды по Самаре составляет 7,9 кубометра на одного человека, а потребление на практике составляет 4-5 кубов. Для поддержания температуры помещения на уровне 180 по нормативам требуется 0,018 гикакалорий на кв.м, в то время как на практике – в зависимости от состояния дома – требуется 0,013-0,015 Гк/м2.
Но, чтобы платить меньше, собственникам наряду с установкой приборов учета необходимо провести целый комплекс мероприятий: утеплить свою квартиру, подъезды, чердаки и подвалы. А главное – сегодня всем надо учиться экономно пользоваться коммунальными ресурсами!

Лидия Долгополова


 
Текст сообщения*
 
07.12.2018 11:10:00 Отрадненская мечеть: будни и праздники

Три месяца назад для мусульман города был открыт молитвенный дом. Как сейчас идут дела в религиозной общине, об этом наш материал

21.07.2017 09:36:00 Сообща и дело спорится

Народная поговорка гласит: «Какой хозяин – такой и дом»

21.07.2017 07:05:00 Лучших ждет награда

Городской конкурс по благоустройству в Отрадном проходит ежегодно

20.07.2017 12:01:00 В приорите - профилактика

18 июля отметил 90-летие Государственный пожарный надзор

17.07.2017 06:49:00 Бюджет города подрос на 40 миллионов

Депутаты прервали летние каникулы и 11 июля собрались на внеочередное заседание Думы.